В Таджикистане уже много лет успешно действуют совместные таджикско-турецкие лицеи-интернаты. Ни одна международная олимпиада уже не проходит без участия таджикских школьников. Каждый год ученики этих лицеев привозят с этих международных олимпиад на родину золотые медали. Об истории образования таджикско-турецких лицеев-интернатов и секрете их успеха нам рассказал их гендиректор Сабахиттин ГЮНАЙ.
- ПЕРВЫЙ совместный таджикско-турецкий лицей-интернат был открыт в городе Турсунзаде в 1992-1993 учебном году на основании протокола сотрудничества и Договора о сотрудничестве между Министерством образования Республики Таджикистан и образовательным учреждением «Шалола» Республики Турция.
Решением Совета министров от 19 августа 1994 года за №413 перед Минобразования республики была поставлена задача об учреждении в городах Душанбе, Куляб, Курган-Тюбе, Худжанд и Хорог совместных таджикско-турецких лицеев-интернатов.
- Сколько детей окончили ваши лицеи за эти 20 лет деятельности? Где учатся и работают ваши выпускники?
- За это время таджикско-турецкие лицеи окончили 3543 учащихся. Из этого числа 1983 выпускника поступили в вузы Таджикистана, 1552 человека поступили в зарубежные образовательные учреждения. 297 наших выпускников, окончив свою учебу за рубежом, уже вернулись в Таджикистан. 141 выпускник продолжает учебу в магистратуре и 49 - в аспирантуре. 877 наших выпускников на сегодняшний день продолжают учебу за пределами Таджикистана.
- В чем отличие совместных таджикско-турецких лицеев-интернатов от других учебных заведений?
- Мы, как и другие учебные заведения, ведем свою образовательную деятельность на основании учебного плана, утвержденного Минобразования Таджикистана. Разница лишь в том, что обучение в наших учебных заведениях в соответствии с требованиями Положения о совместных таджикско-турецких лицеях ведется на таджикском и английском языках. Точные науки, такие как биология, физика, химия, алгебра, геометрия, информационные технологии и астрономия, в соответствии с международными стандартами преподаются на английском языке, другие предметы преподаются на таджикском языке. Также в соответствии с учебной программой в лицеях преподаются русский и турецкий языки.
- Какова стоимость обучения в лицеях? Какие существуют льготы?
- В совместных лицеях образование является платным. Со дня образования лицеев и до 1997 года учеба была абсолютно бесплатной. Лицеи полностью спонсировались одним из сподвижников просвещения покойным Ходжи Камолом Эримезом. После смерти этого просветителя финансирование сократилось. Стоит отметить, что до сих пор в закупке учебных материалов, лабораторного оборудования и современных технических средств обучения нам оказывают помощь спонсоры. Только за последние пять лет со стороны спонсоров было приобретено учебного материала и оборудования для общежитий на сумму более 500 тысяч долларов, так как средств, выплачиваемых родителями учащихся, хватает лишь на питание детей, дополнительную зарплату преподавателям и техническому персоналу лицеев и коммунальные выплаты самих лицеев.
Учащиеся, которые остаются на ночь в общежитиях лицеев, платят 600 сомони за месяц учебы, не пользующиеся общежитиями - 550 сомони. Также администрация лицеев самостоятельно закупает учебники, которые печатаются Министерством образования РТ, эти книги включаются в книжный фонд лицеев и бесплатно выдаются ученикам. В конце учебного года книги возвращаются в библиотеку.
Плата за учебу собирается не со всех учеников. Отличники, призеры республиканских, международных олимпиад, а также учащиеся, которые в период обучения столкнулись с жизненными трудностями, получают льготы на оплату учебы от 10 до 100%. Таких учащихся в лицеях насчитывается 244 человека.
- Какие условия для учебы созданы в лицеях?
- Все условия, необходимые для обеспечения качественной учебы учащихся. Во всех лицеях установлены автономные системы отопления, работающие на угле. В зимний период за счет лицеев закупается от 90 до 120 тонн угля для обеспечения нормальной температуры во всех помещениях. Все классы обеспечены компьютерами, доступом к Интернету. Методические кабинеты и классы укомплектованы компьютерами, техническими средствами и, частично, электронными досками. В наших лицеях регулярно проводятся различные спортивные соревнования, научные и литературные конкурсы, в которых активно участвуют учащиеся.
Также очень большое внимание мы уделяем укреплению патриотизма у учеников. Празднование Дня независимости Таджикистана, Дня Конституции и других официальных и национальных праздников проводится в торжественной обстановке с участием всех учащихся. Учебная неделя начинается и завершается пением гимна Республики Таджикистан.
- Как налажена связь лицеев с родителями?
- Одним из основных вопросов в совместных лицеях является работа с родителями или опекунами учащихся. Согласно договору, родители обязуются каждую неделю требовать информацию об учебе своих детей в лицее, их поведении. Они могут встречаться с классными руководителями своих детей, преподавателями и руководством и получать всю интересующую информацию об учебно-воспитательной работе.
- Время от времени некоторые люди обвиняют вас в том, что в лицеях распространяются пантюркистские идеи. Что Вы можете сказать по этому поводу?
- В совместных лицеях учатся дети из разных слоёв населения Таджикистана, и если бы существовала хоть какая-та пропаганда пантюркизма за всё время деятельности лицеев, об этом обязательно стало бы известно, и были бы сделаны соответствующие замечания. Мы, наоборот, ставим задачу перед преподавателями, которых приглашаем из Турции, выучить таджикский язык в течение первого года. Для них организовываются курсы по изучению таджикского языка.
Хочу вспомнить обращение покойного Ходжи Камола Эримеза к ученикам совместных таджикско-турецких лицеев-интернатов, в котором он сказал: «Я буду считать сделанные на вашу учебу пожертвования оправданными, если вы после окончания лицея, получив высшее образование и став хорошими специалистами, будете преданно служить своей Родине». Мы эти слова всегда напоминаем нашим выпускникам, они свидетельствуют о том, что у нас нет других целей, кроме как обучение и воспитание молодого поколения.
Эти обвинения встречаются порой в некоторых частных изданиях, и на это имеются различные причины… Но вы можете в любое удобное для вас время и сами увидеть, что эти высказывания не имеют под собой никакой основы. Более того, я думаю, что такие недопустимые и безосновательные обвинения оскорбляют и задевают достоинство родителей и самих учащихся.
- Ученики лицеев-интернатов каждый год на международных олимпиадах получают больше всех медалей. В чем секрет?
- Верно, учащиеся совместных таджикско-турецких лицеев наравне с учениками других учебных заведений республики каждый год при поддержке Минобразования активно участвуют в международных олимпиадах и поднимают имидж таджикской школы на международной арене на высокий уровень.
В 2011-2012 учебном году учащиеся совместных лицеев, приняв участие в научно-образовательных олимпиадах, стали обладателями 94 медалей, из них 14 золотых, 18 серебряных, 62 бронзовых. Впервые наши учащиеся на международной Жаутыковской олимпиаде в Казахстане по математике, физике и информтехнологиям среди 45 команд из 18 стран мира стали обладателями 12 золотых, серебряных и бронзовых медалей и заняли второе место, уступив в командном зачете России. В Менделеевской олимпиаде по химии участвовали 4 учащихся лицея имени Ходжи Камола и получили одну золотую и три бронзовых медали. Золотая медаль, которую получил Улугбек Баротов, является первой золотой медалью таджикского ученика в истории этой авторитетной олимпиады.
В июле текущего года Улугбек развил свой успех на международной олимпиаде по химии, которая прошла в США, получив золотую медаль, достойно представил таджикскую школу на мировой арене. Данная золотая медаль является первой в истории Таджикистана на мировой олимпиаде. Еще два ученика – Маъруф Болтабоев и Хомидходжа Холиков - на данной авторитетной мировой олимпиаде получили бронзовые медали.
На мировой олимпиаде по физике, которая состоялась в Эстонии, Ахтамджон Шукуров получил бронзовую медаль, а Саъди Окилназарзода с международной мировой олимпиады по математике в Аргентине вернулся на родину с бронзовой медалью.
Ученики таджикско-турецких лицеев также успешно выступают на республиканских олимпиадах. В 2011-2012 учебном году ученики совместных лицеев, приняв участие в олимпиадах по 10 предметам, получили 34 почетных места - 9 золотых медалей, 16 серебряных медалей и 9 бронзовых медалей. Но какого-либо секрета у нас нет. Это все – беззаветный труд преподавателей.
- В каких ещё странах есть подобные лицеи-интернаты?
- Более чем в 140 странах мира. В том числе в странах Центральной Азии: в Казахстане, Кыргызстане, Туркменистане, на Кавказе: в Азербайджане, Грузии. А также в России, Ираке, Афганистане, Южной Африке, Нигерии, Ганне, Австралии, Бразилии и др.
Не думайте, что только Турция открывает школы в других странах. Естественно, что в самой Турции также много иностранных лицеев, открытых представителями других стран.
- Откуда вы набираете преподавателей?
- В этом нам помогает образовательное общество «Шалола», которое уделяет серьезное внимание подготовке преподавательских кадров из числа местных граждан. Оно спонсирует учебу выпускников, которые хотят стать преподавателями в высших учебных заведениях Таджикистана и за рубежом. В 6 совместных лицеях наряду с зарубежными преподавателями успешно преподают естественнонаучные дисциплины и точные науки на английском языке и местные преподаватели. Если в первые годы работы лицеев количество местных преподавателей в них составляло 30%, то сегодня этот показатель равен 70 процентам.
А в общем сегодня в таджикско-турецких лицеях с учетом технических работников и педагогических кадров работой обеспечены 723 гражданина Таджикистана.
- Чтобы вы хотели сказать в завершение ?
- Я думаю, что в мире мало таких стран, как Таджикистан, где глава государства обращает пристальное внимание на сферу образования.
Результатом этого внимания президента является то, что с каждым годом сфера образования страны развивается и достигает значительных успехов. Непосредственные усилия и старания главы государства в деле развития сферы образования не могут никого оставить равнодушным и обязывают каждого работника этой сферы прилагать все усилия для достойного воспитания подрастающего поколения.
На фоне выполнения распоряжений и рекомендаций главы государства мы становимся свидетелями того, что Министерство образования проделывает огромную работу для повышения качества знаний учащихся и создания благоприятных условий для обучения, которая уже дает хорошие результаты.
Следствием этих стараний являются успехи таджикских школьников на различных международных олимпиадах и в научных соревнованиях, которые повышают авторитет таджикской школы, ставя ее наряду со школами развитых государств на международной арене.
Желаю, чтобы каждый таджикский ученик был образцом достойного поведения, учился хорошо и в будущем служил своему народу и своей Родине.
Сталинабадские островки милосердия. Где в Душанбе располагались эвакогоспитали в годы ВОВ?
«FORMULA55» стала генеральным спонсором ФК «Истаравшан»
Сколько денег получат ветераны ВОВ в Душанбе?
Путин поручил провести учения с применением ядерного оружия
Президент Таджикистана произвел перестановки в ряде ведомств (ДОПОЛНЕНО)
Мама плохого не посоветует. О сепарации в таджикском обществе
ООН решила отметить Международный день винторогого козла
В Таджикистане военного парада в честь Дня победы не будет
В Душанбе открылся офис представительства турецкой сети клиник ACIBADEM
Жертвами стихии в Таджикистане стали три человека
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста
TTHS-ЛИМТТ 20 января, 2015 23:05
Спасибо нашему Президенту Эмамали Рахману и Haci Kemal Erimez у что они открывали на будущий мир...!!!
TTHS-ЛИМТТ 20 января, 2015 23:02
Люди я уже учусь 4 тый год в Таджикско Турецком лицее тут я ни какого пантуркизма невидел .
Vipusknica 9 ноября, 2012 20:03
Litsey Shukri bepoyon litseyi behtarin dar Tojikiston hisobida meshavad, zero ki Bisyori farzandoni prezidentamon niz dar litseyi turki tahsil namudand. Tashakkur baroi prezidentamon baroi hamaguna dastgiri. Agar ki litsey yagon jihati manfi medosht, Janobi Oli hej vakt in litseyhoro intihob namekardand. Bisyor shod mebosham ki ba man niz tahsil kardan dar litsey nasib shud. Tashakkuri ziyod ba litsey va tamomi muallimon. Farzandonamro niz dar hamin litseyho honondani mebosham.
turakm30 октября, 2012 22:44
TAHSAKUR BAROI SARVARAMON BAROI DASGIRISHON VA KUMAKASHONBA HAMA VAKT DAR SARI DAVLATOMAN VA DARI MO SOG BOSHAN RAHMAT
Tamoshobin30 октября, 2012 00:39
Rosti gap devona shudam in xel copy paste a dida.... Bravo in linkro mondagiba....
Komron29 октября, 2012 20:37
Spasiba Prezidentu i Ministerstvo obrazovaniya Tadjikistana za podderjku takix uchebnih zavedeniy. Ya sam blizko znakom s deyatelnosti tadjiksko-tureskih liseev potomu chto tam uchitsa moi znakomiye ( plemyanniki sosedi ) Tam sovsem drugaya atmosfera . Est uvajenie k uchitelyam vi bi posmotreli kakie otnoshenie mejdu uchenikami i prepodovatelyami nezavisimo eto tajik ili turok. Ucheniki na samom dele lyubyat liseyi a eto samoe vajnoe. Eshe raz blagadoryu Prezidenta to chto on podderjivayet etih liseev.
Pitbull24 октября, 2012 19:58
Man bo turko aloqa nadoram lekin ba xatmkunandagoni unho gap nadoram, onho benihoyat botarbiya va sohibfarhangand Baroi hamin man ba Janobi Olli va Vazorata Maorif baroi chunin hamkori darrohi ilmi donish minnatdorii bisyor bayon mekunam. Umedvoram ,ki in hamkoriro davlatamon davom dihand... salomat bowen
Патриот20 октября, 2012 12:54
Мухтасар гуфтани ҳастам, ки мардуми мо беақл нестай шукри Худо. Шахсан ман ҳам дар литсейи интернати муштараки тоҷикию туркии фанҳои дақиқи ба номи Ҳоҷӣ Камоли шаҳри Душанбе хондам. Лекин бовар кунед гуфти Гарипшо компания ягон майда калимаи пантуркизм, хизмат, пропоганда, фундаменталисту балову баттар, нафаҳмидам. Ҳатто дар ёд дорум як бор ба литсей китоби модарам ҳадя кардаашонро бурдам, китобча иборат буд аз якчанд дуоҳо, кадоме аз муаллимони турк дид ва аз дастам гирифт ва охири ҳафта буд яъне рузи Ҷумъа пеш аз хона рафтан ба дастам дод ва гуфт, ки хуб мекунӣ ин тавр китобхоро мехонӣ лекин ин ҷо масҷид не беҳтар мешад, ки ин тавр китобҳоро дар хона хонӣ. Яъне гуфтанӣ ҳастам, ки аз ягон муаллими на тоҷику на турк ягон намуд пропогандаи пантуркизму фалону филона надидам, баръакс бисёртар ҳаракат мекарданд, ки мо китобҳои илмӣ хонем, ҳатто дар ёд дорум соатҳои китобхонӣ доштем ва умедворам, ки ҳоло ҳам ин тавр машгулиятҳо вуҷуд доранд. Шахсан ман узбекзабон ҳастам ва дар мактаби миёнае, ки ман мехондам забони англисиву русӣ як тараф истад, забони тоҷикира ҳатто соз ёд намедодан. Ҳатто дар ёд дорум, ки диктантро аз достак мекучондем. Бо ин ҷумлаҳо ман мактабҳои миёонаро бад карданӣ нестам, лекин вақте ки ман мехондам ҳамин тавр буд. Вақте ки литсей дохил шудам аз 4 забоне (Тоҷикӣ, Русӣ, Туркӣ, Англисӣ) ки меомухтем аз ҳамаш баҳои 5 гирифтам ва ин гуфти ҳамун гапҳо блогодаря нашим учителям, которые нам преподовали. Ҳатто ман аз забони тоҷикӣ то 2 соли хониш фақат баҳои безеб мегирфтам, аммо ташаккур ба устоди ҳамунвақтаи мо Мирзошариф Шодиев, ки моро забони тоҷикӣ дарс медод, гаррени ёд гирифтам ва ҳоло ҳам аз грамматика забони тоҷикӣ мумкин аз ман хуб медонистагӣ набошад байни кимчанд дустону бародаронам. Шукр ки донишгоҳ хатм кардам ва дар корҳои хуб ҳам кор карда истодаам. Чи хеле ки гуфтем мардуми мо беақл нест. Ҳамчун якчанд бародар дар боло гуфтиан. Давлати мо ҳам подарка нестай агар ягон намуд пантуркизм мешуд кими кай меёфтану ҷаррасти увора медоданд. Қандша бзана Ҷаноби Олий. Ҳамин литсейҳо як чизи хуб доранд, ки Ҷаноби Олий ҳам литсейҳора тарафдорӣ мекунад. Насиб ман ҳам фарзандои худро низ имкон бошад дар ҳамин тавр литсейҳо мехононам. Монен мардум хонанду ба ватану миллати Тоҷикистон хизмат кунанд. Ватан обод бошад ҳамеша. Ватан обод бошад дигар ҳамаш мешад насиб бошад. Раҳмат ба Ҷаноби Олий, раҳмат ба Ҳоҷи Камол руҳашон шод бошад. Раҳмат ба муаллимону мураббиён. Ҳамеша медалҳои тилло гиранду номи Тоҷикистонро дар тамоми дунё номша пеш баранд...
bonita19 октября, 2012 19:54
Я выражаю глубокую благодарность Турецкому лицею, за их труд, старание и воспитание. Спасибо вам за то, что смогли развить в нас духовные, моральные и нравственные ценности. Многие мои знакомые окончили турецкий лицей. Все они социально активные, воспитанные, образованные и патриотичные. Мне кажется, турецкий лицей вносит огромный вклад в воспитание людей, которые могут построить светлое будущее Таджикистана.
Икром19 октября, 2012 14:42
Вывод- Учитесь у турков наши министры(они ж иногда меняются) образования!
История из Питера19 октября, 2012 14:25
Во первых хочу поблагодарить Господа за предоставленную возможность проучиться в этих лицеях. С другой стороны благодарен всем воспитателям, преподавателям, основоположникам таких учреждений, а также спасибо и нашим родителям, чиновникам и президенту республики за оказанные всевозможные помощи в ранних этапах становления и открытия лицеев. Хочу вкратце рассказать вам одну историю лицеиста, который закончив один из этих лицеев поступает в один из знаменитых ВУЗов Санкт-Петербурга. Со слов этого парня, рассказывается что когда его спрашивали и получали ответ на свой вопрос откуда он приехал все с недоумением смотрели на него, что оказывается и есть таджики которые не только приезжают в Россию разнорабочим работать. Особенно говорит когда все шли на предмет (пару) английского языка, все высмеивались над ним говоря, тебе еще далеко до английского и т.д. Но все они еще не знали что этот парень уже свободно владеет в совершенстве пятью языками как минимум. Начинается пара и профессор сразу же заметив иностранца – нашего земляка, говорит иностранцы должны учить сначала русский язык в то время когда русские учат английский язык, это по программе университета оказывается и отправляет нашего в группу иностранцев где изучают русский язык. Как только он заходит туда и пообщавшись с профессором русского языка, его сразу же приводит с собой обратно в русскую группу и передает другому профессору что этот человек лучше некоторых русских излагает свои предложения и думаю лучше будет ему начать изучать английский язык в данной группе. Нечего сказать, пускай сидит говорит профессор английского языка и по очереди начинает проверять всех студентов на уровень знания английского языка путем общения с ними, чтения текстов и выполнения упражнений по книге. Когда черед доходит до нашего земляка, вся аудитория с пристальным вниманием поворачиваются на него, так как все хотят посмеяться над акцентом или ошибками иностранца-таджика. Но как только этот парень начинает читать текст одновременно объясняя суть, все удивленно с широко открытыми глазами и ртами ошеломляются. Никому не верится, и профессор начинает общаться с ним на английском языке и спрашивает о том что может он сам то и таджик но не в Таджикистане жил, может обитал в западных краях, но наш земляк отвечает что он приехал на самом деле из Таджикистана. Еще немножко пообщавшись с этим парнем, профессор сразу же ему говорит - «Вы свободны до сессии молодой человек, можете передать зачетку если сами не сможете явиться на тот день». И просит его зайти на кафедру к нему после занятий, где ему предложил поучаствовать и почитать доклад на неделе английского языка проводимого между ВУЗами Санкт-Петербурга в качестве представителя данного ВУЗа, но потом выясняется что на данном мероприятии могут представлять свои ВУЗы только студенты граждане России, и так как наш земляк не имел гражданство, соответственно считался иностранцем для России. Но при всех встречах делегации этого ВУЗа с делегациями иностранных ВУЗов, на приемы и семинары приглашали нашего земляка, который и являлся выпускником таджикско-турецких лицеев. Были еще и случаи в общежитиях этого университета, насколько мнения коменданта и работающих там бабушек-вахтершек изменилось по отношении к таджикам. Но об этом уже в другой раз. Спасибо всем!
радость жизни19 октября, 2012 07:53
В истории человечества "вечно недовольные" не создали ни единого государства, но эти же "вечно недовольные" разрушили столько государств, сколько война так не громила. Некоторым завистникам, наверное они сами даже сдавали экзамен, чтоб учиться в этих заведениях, но не прошли или же их дети или родственники сдавали экзамен, но не прошли, хоть луну с неба дай, хоть экономику страны подними до той же луны, но они будут вечно не довольными. Знаю одного журналиста, его дочь сдавала экзамен в один из тадж.-турецких лицеев столицы, но не прошла, с тех пор у журналиста чесотка от всего с чем связано с турками. Но вижу, что есть и некоторые, которым удалось пробиться и учиться в лицеях, но видимо попусту истратили свои 5 лет. Он пел турецкий гимн и стал зомби, значит наш гимн он вообще не выучел, а иначе был бы простым человеком. Хизмет конечно же есть в мире. Замечу инициатором открытия школ в некоторых государствах, а их уже больше в 140 странах, является Фетхуллах Гюлен. Стало быть по логике некоторых-более миллиона турецких агентов уже есть в мире. Тогда скажи мне умник вечно недовольный, почему турция всё еще не может решить свои внутренние и внешние проблемы, думаю такой всезнайка хорошо о них знает. И еще замечу, что ХИЗМЕТ- это не секта, а социальное движение. Разницу между сектой и движением думаю вечно недовольные знают. И да, всем лицеистам тоже на заметку, ведите поприличнее себя в обществе, так как о нас судят не как об индивиде, а как об одном целом. Если видят промах лицеиста, сегодня не говорят, вот фалонӣ как себя ведет, а говорят вот они эти лицеисты... респект Всем друзьям и недругам...
Ф. Ҷ19 октября, 2012 00:45
Ташаккур ба чаноби олӣ барои сиёсати пешгирифтааш. Он чизҳое, ки мо, Точикон аз сар гузарондем на ҳама роҳбар метавонист ором кунад. Сулҳ ин инкишоф аст, ҳам моддӣ, ҳам маънавӣ.
Саттор19 октября, 2012 00:40
Хотел бы для начала сказать спасибо нашему президенту, что он в те годы сделал большие усилия чтобы открыть эти школы. Потом сказать спасибо своим учителям. Когда мне было 12, многие мои родственники закончили этот лицей и были поступлены в иностранные вузы, мои родители восхищались ими не только знаниями, но и делами. И я тоже решил сдавать экзамены и поступил. Учился 5 лет, каждый понедельник утром и пятницу после уроков все вместе хором читали наш гимн, только из комментариев узнал что раньше и турецкую тоже читали. Сейчас учусь за рубежом на инженера, в этом году заканчиваю, и у меня уже несколько предложений по работе с очень хороших компаний. Я это все к тому, что именно блогадаря их у меня такое знание, 4 языка с математическом уклоном и еще очень многое. Ничего пантуркисткого не слыхал, нету ничего такого ибо я сам пошел бы жаловатся своим родителям или бы не рекоммендовал друзям, родственникам. Как только стану хорошим специалистом точну хочу вернутся и открыть свою работу, не только работу а хочу сделат так чтобы Республика не нуждалась иностранным инженерам.
Said18 октября, 2012 23:44
Chist istiqlol izzat dowtan var dieri Xud muhabbat dowtan!!! Rosti mo pew az Hama wikronai Istiqloliyat junem wukrona az on kunem ki chunin sarvari oqilu maorifparvar dorem,,Ki nisbati maorif va maorifparvaron ghamxorii benihoyat zied mekunand mahs ba vositai dastgirii janobi oli mo ba chunin ruzhoi nek rasidem
Соотечественник18 октября, 2012 23:16
Уважаемые друзья, соотечественники! Зачем нам мелочиться, лучше давайте посмотрим в глаза истины. По словам ген.директора лицеев, эти учреждения уже существуют более 20 лет, думаю уже время и наша нация, наши чиновники и все кому не безразлична наша Родина проверили на устойчивость, верность и открытость данных лицеев. И все мы увидели какие образованные, культурные, умные люди выпускаются из этих лицеев. Эти ребята во многих странах мира показали наш общий край Таджикистан с самой лучшей стороны и продолжают так поступать. Мы все стали и становимся свидетелями успеха выпускников данных лицеев на мировой арене. И это все не шутки уважаемые друзья. Я уверен что уже через 10 лет, может быть ранее вы сами еще раз подтвердите насколько эффективны и актуальны эти ребята для нашей Родины. Вместо того, чтобы критиковать, давайте лучше гордиться этими ребятами, то что они подняли рейтинг нашей страны, наш флаг...Кто бы не был или к какой бы нации эти преподаватели не отнеслись, низкий поклон им за поддержку наших ребят, особенно в трудные года. Успехов всем!
Лицеист 18 октября, 2012 19:33
Братья, Вы скорее всего закончили лицей или же являетесь так называемыми колумбами, хотите первыми опровергнуть актуальность деятельности лицеев. Таких как Вы много, но слава Аллаху, таких как не ВЫ - больше!!!! И это объединяет нас- лицеистов. Я не вижу ничего плохого в том, чтобы изучать культуру или язык другой нации. Например если Вас отправили в штаты и дали им культуру, Вы бы были благодарны им, потому что их воспитание основывается не на религию и человеческих ценностях. По поводу денег, которые выпускники дают лицею - химмет, разве это плохо? своими руками и трудом они помогают лицеям, которые дали им все, и я горжусь, что есть люди, которые дают аж 50% своего дохода! Вы не думали, что когда Ходжи Камол инвестировал в лицеи, думал о том, что так будут учиться таджики, не знаемый ими народ!!!! Он даже был в плену смерти и спрашивал о лицеях, заботился, и дал образование Вам - этаким поддонкам, извините! Кстати, что плохого в том, что Хизмет направляет лицеистов в позитивное русло? Про некоторых лицеистов, которые гуляют с бабами, пьют и т.п., разве лицей виновен в выборе ими такого стиля жизни? После лицея все зависит от Вас самих! Выбирайте любой путь!!!! Про турецкие вещи, которые ты выпускник думал - они лучше чем у нас! Не вижу ничего плохого в этом, ты хотя бы разок посмотри на рынок Фаровон, Садбарг, Султони Кабир, и другие рынки и сам увидишь, что турецкие товары лучше даже некоторых развитых стран! По крайней мере, у них там нет того мошенничества как у нас! По поводу ходжам, ходжам и т.п. - повторюсь, все выбирают свои пути в жизни! Вот Вы выбрали антилицеевский путь, а другие наоборот! Так что мало кто Вас услышат! Спасибо лицею за все - и за знания, и за ценности моральные, и за мировоззрение!
guest18 октября, 2012 19:07
Во первых хотел бы поблагодорить президента за то,что он был и до сих пор участвует активно в образовании нашего народа и поддерживает турецкие лицеи. Также учителей, которые дали и дают высшее среднее образования. Очень рад за то, что окончил лицей, поступил в очень хороший университет. Именно эти учителя научили меня любить и дорожить Таджикистаном. Спасибо ВАМ еще раз!!!
mmm18 октября, 2012 16:56
AP gde moi comment otnositelno etogo pravokatora?? Ya zhe privez dokazatelstvo, napisal ssylku i ukazal konkretnyi comment .
Tajik18 октября, 2012 16:42
наверное слухи про разведку придумывают двоишники этого лицея )))))))
mmm18 октября, 2012 12:26
Ty Pravakator kotorye vvodit v zabluzhdenia lyudei !!!! Uvazhaemye A+ zablokiruete etogo cheloveka Vse ego vyskazyvania eto copy past iz drugogo saita , on lish pomenyal "kazax"-a na "tadzhika", vozmozhno eto odin i tot zhe chelovek kotorye vvodit lyudei v zabluzhdenie , http://www.zonakz.net/blogs/user/patriot/6309.html vot zdes , posmotrite, v kommentax, 44 comment.
Точ,икбача18 октября, 2012 02:31
Зи ч,уе ки хурди аз у оби пок, нашояд фикандан бар у сангу хок!
Лицей Турсунзаде 200117 октября, 2012 18:16
Здравствуйте, братья и сестры, я учился в Турецких лицеях, в Регаре. После учебы поступил на учебу в Турции (сдав государственный экзамен ЙОС-Турция, эта программа не имеет никакого отношения, к какому – либо движению). По приезду в Турцию, я узнал, что так называемые лицеи, это, некоммерческие, негосударственные, частные благотворительные общеобразовательные учреждения. До приезда в Турцию, я также не знал кто такой Фетхуллах Гюлен (он основатель всех лицеев и движения Хизмет) не читал намаз, короче был простым таджиком с кишлака . Признаюсь честно, мой друг с лицеев (с Душанье), знал про Фетхуллаха Гюлена и читал намаз, но, он читал намаз с детства его научил дед, а не в лицее. Теперь, про зомбирование и пропаганду в лицеях, категорически не согласен, ничего подобного в лицеях не учиться и не пропагандируется. 90% выпускников вообще не знают даже кто такой Фетхуллах Гюлен и про его организацию "Хизмет", но, при воспитании пропагандируются общечеловеческие и моральные ценности. Разумеется Турецкие ценности. Если нам говорят, что алкоголь и курение это плохо, что в здоровом теле – здоровый дух, что учат патриотизму и служению народу (хизмет, на таджикском хизмат, служение во благо народа и общечеловеческих ценностей), что по утрам мы пели гимны Таджикистана и Турции, то что в этом плохого? Да, бывало я задавал вопросы про религию Ислам, и получал ответы, но извините меня, мой дед – сам религиозный и образованный человек, каким я его помню, пять раз в день читал намаз, всегда держал рузу в Рамазан, каждую пятницу ездил в город на пятничный намаз, он был искренним мусульманином, так почему я не могу спросить о своей религии? Могу и имею право, если государство обеспокоено тем что, у кого я спрашиваю, тогда пусть оно само учит. Я лично, ничего в этом плохого не вижу. Почему? Потому что, будучи в Турции я тесно общался с многими общинами мусульман (все они, сунниты и истинные мусульмане), читал труды Фетхулла Гюлена. В НИХ НЕТ НИЧЕГО РАДИКАЛЬНОГО, И НЕТ НИ МАЛЕЙШЕГО ПРИЗЫВА К ЭКТРЕМИЗМУ. Почитайте про него тут http://tinyurl.com/c9ayj9p и про его движение http://tinyurl.com/buesw9p
lucky17 октября, 2012 10:53
Спасибо вам большое за образование. У меня братишка закончил лицей сразу отличается от своих сверсников и по мировозрению и по поведению. Вы бы увеличили коненгент наборов в шаши лицеи ато уж детки подростают.
латиф17 октября, 2012 10:05
Спасибо всем учителям и воспитателям этих лицеев. Как говорят камни кидают только на плодотворные деревья. Рахмат ба шумо устодони азиз!!!!
Иван17 октября, 2012 09:17
По правде я не понимаю ваше враждебное отношение к этим лицеям. Чувствуется что вы оба салафиты. Один говорит Хизмет другой говорит Шпионы какие то - но извините меня, в годы гражданской войны ни то что народы другой национальности, даже таджики, ученые и профессора оставили нашу страну на произвол и уехали кто в Россию кто в Израиль. И только покойной Хочи Камол Эримез приехал и открыл здесь лицеи. Ни ваши американцы ни русские, даже сами таджики не верили в будущее Таджикистана. Прощу вас обоих об одном, хотя бы один раз пообщаться с любым выпускником этих заведений, вы убедитесь насколько они грамотные, увидите культуру поведения, воспитание. Лично я мечтаю чтобы мои дети учились именно в таджикско-турецком лицее.
Бывший выпускник лицея17 октября, 2012 08:43
Движение в Таджикско-турецких лицеях (ТТЛ) называется "Хизмет" ("Service" по-англ.) Один из столпов - не палиться и не выдавать себя, некоторые ТТЛ-овцы (хизметовцы) бухают, гуляют с бабами, но в то же время втихаря читают намаз. Оправданием служит оговорка, что, мол, легче быть и притворятся алкашам, кайфушам и путанам донести Ислам. Те люди, которые закончили ТТЛ и сейчас работают, а они все друг-друга поддерживают, платят своеобразную дань - химмет. Эти бабки идут на улучшение главной базы хизметовцев - лицея. Все выпускники таджикско-турецких школ по сути являются сектантами. Я сам окончил турецкий лицей, надо отдать должное учителям, получил хорошее образование, без проблем поступил в ВУЗ. Мне сейчас за 30, работаю. Но не совсем все так просто как пишут некоторые, после окончания лицея я питал очень большую любовь ко всему турецкому, честно признаюсь, даже мысленно принижал все таджикское, русское. Думал, что да, у нас все фигня..., а вот в Турции, все такое. Поступив в ВУЗ, окончив его, работая, у меня появился некоторый анализ ситуации! Дело в том, что программа обучения в турецких лицеях мягко говоря, пропаганда турецких ценностей с одновременным скрытым принижением таджикских ценностей. Окончив ТТЛ вы становитесь, как говорят зомби, я был таким. Наверное это результат, распевания турецкого гимна по утрам, и то что 85 процентов истории так или иначе о Турции, и учителя которые при каждом удобном случае цитируют турецких ученых. падишахов и т.д. Естественно будучи 15 летним подростком с незагрязненной головой, я стал думать, что все турецкое... Надо признаться, и сейчас во мне есть некоторые симпатии к турецкому, я думаю то что ты когда-то воспринял без сомнений, просто так не исчезает. Я общаюсь с выпускниками и учащимися лицеев, и не понаслышке знаю, что такое "хизмет", . Общаясь с ними, я с болью наблюдаю, как они "отурчали", кушают "баклаву", друг друга зовут "хочам, хочам", при удобном случае переходят на турецкий.
stalinbobo17 октября, 2012 08:26
Тут я смотрю есть некоторые неучы, которые о турецких лицеях ничего не знают. Как такового прямого пантуркизма нету, никакой турецкий препод не пропагандирует таджикского ученика! Просто таджикский ученик может стать пантуркистом самостоятельно в глубине своей души. Пантуркизм - это любовь и поклонство турецкой нации, турецкой идеологии. Конечно при таком отношении турков к нашим ученикам, при таких условиях общежития, при таком качестве образования, любой человек полюбит турецкую идеологию, тем самым становясь пантуркистом в душе.
Алиджон Акрамович17 октября, 2012 07:02
День добрый, господа Являясь учеником экономического лицея (выпускник 2002 года), могу ВСЕХ уверовать что многие мнения ошибочны. Потому, что те кто пишут или высказывают не проходили подобные этапы жизни. Не проживали день за днем становление и процветание парней таких как я. Сейчас живу в Москве работаю в крупной компании и как выдумаете благодаря вузу который закончил? Нет, те знания которые были мне даны именно в период 1997 по 2002 год и есть основа моего успеха сейчас. Поэтому остаются только слова благодарности и огромной поклан Хочи Кемал Эримезу.
Тик-то такой давай дасвидания!16 октября, 2012 23:25
...и кто-то будет говорить, что они не ведут шпионскую деятельность? Блин в ТТЛицеях учатся же дети Джейса Бонда и турки изматывают детей до потери пульса образованием и потом изымают информацию из детей. Училика Шпион: "Колитесь Умники, Где у вас проходят ядерно-химические исследование, вы же не просто так завоевали золотую медаль по ХИМИИ!!! Будем говорить или как!?? У меня вить целых 5 лет в запасе могу мучить образованием долго, мне не куда спешить!" ха-ха-ха-ха-ха :-D Народ наш или от деградации и тупости мыслит что они умные и болтают того чего не знают или же от переизбытка умности и просмотров всех сериалов, думают что они выросли и могут высказывать свои мысли без доказательств и оснований. Народ не будьте так тупы хоть перед студентами этих заведений!!! Спасибо! ))))
Зикир16 октября, 2012 23:11
"... - и кто-то будет говорить, что они не ведут шпионскую деятельность?" Мустафо, о каких шпионах ты говоришь? Не неси чушь. Лицей не обучает офицеров спецслужб и военных, чтобы сделать из них агентов влияния. Посмотри какая страна занимается обучением силовиков, и там ищи шпионское гнездо. Еще, согласись, что главная угроза безопасности страны исходит из коррумпированных чиновников-нешпионов (или как называют сейчас - патриотов). А ты страдаешь от шпиономании. Позор
Бурхон16 октября, 2012 22:57
о каких 600 сомон идет речь? Турецкий лицей установил более 1500 долларов США в год!!! что за вранье? или я не та понял?
sheroz16 октября, 2012 22:09
ана хамин тавр муассиса ба ман дониши оли додааст, ки ман тавонистам дар давлатхои аврупо тахсил намуда боз хам тавонотар акламро истифода барам. бовар кунед пантуркизмро дар 5 соли тахсил тамоман надидаам..
mustafo16 октября, 2012 19:32
"- За это время таджикско-турецкие лицеи окончили 3543 учащихся. Из этого числа 1983 выпускника поступили в вузы Таджикистана, 1552 человека поступили в зарубежные образовательные учреждения. 297 наших выпускников, окончив свою учебу за рубежом, уже вернулись в Таджикистан. 141 выпускник продолжает учебу в магистратуре и 49 - в аспирантуре. 877 наших выпускников на сегодняшний день продолжают учебу за пределами Таджикистана." - и кто-то будет говорить, что они не ведут шпионскую деятельность?
qwerty16 октября, 2012 19:25
Spasibo turetskim litseyam. To chto oni vo vremena grajdanskoy voyni otkrili shkoli v tadjikistane i vospitvali uchenikov i k stati neploho vospitali. Bolshoye i ogromnoye spasibo za eto.
Валиев16 октября, 2012 18:00
Спасибо турецким преподавателям за воспитание моих детей.Трое из них учились в турецком лицнее и все они работают у нас в республике С уважением Нурали Умарович Валиев
Земляк16 октября, 2012 17:55
Всего лишь один вопрос к представителю этой турецкой организации: кто такие группировка "Хизмет" и откуда они взялись, и как они влияют к вашей работе в Таджикистане? Ваша организация как-то связана с группировкой "Хизмет" в Турции?