Основными проблемами всех пяти стран Центральной Азии будет сокращение ледников и уменьшение поверхностного стока вод, то есть той воды, которая течет в реках, по поверхности почвы и впадает в озера. А из этого вытекают проблемы с доступом к питьевой воде, биоразнообразием, сельского хозяйства, животноводства и экономики в целом.

Об этом Cabar.asia сказал заведующий кафедрой метеорологии, экологии и охраны окружающей среды Кыргызско-Российского Славянского университета Андрей Подрезов.

Основные запасы воды в регионе в виде ледников находятся в Кыргызстане и Таджикистане. Вода оттуда затем спускается в страны низовья - Узбекистан, Туркменистан и Казахстан.

По словам Подрезова, на 2000 год объем ледников в Кыргызстане оценивался примерно в 418 кубических километров. С 1960 года ледники сокращались со скоростью примерно 1 процент в год.

«По самому неблагоприятному сценарию, к 2100 году наши ледники исчезнут практически на 90 процентов. По более умеренным сценариям - примерно 50-60 процентов. Все это может привести к тому, что поверхностный сток уменьшится примерно на 40 процентов, а это очень много», - отмечает эксперт.

В Таджикистане ситуация, по его словам, ненамного лучше. По результатам оценки воздействия глобального изменения климата на ледники, начиная с 1930 года общая площадь оледенения республики сократилась примерно на 30%.

«Дефицит воды приведет к изменениям во всех сферах человеческой деятельности, начиная от сельского хозяйства и заканчивая урбанизацией. И такие проблемы затронут все страны Центральной Азии. И первые споры, которые начнутся от прямых последствий изменения климата, это будут споры за водные ресурсы», - говорит Подрезов.

Таджикский эколог Хасан Асоев отмечает, что регион сталкивается с шестью экологическими угрозами.

«Сюда входят проблемы высыхания Аральского моря, исчезновение биоразнообразия или исчезновение местной флоры и фауны, деградация экосистем, опустынивание, процессы изменения климата и загрязнение вод», - говорит Асоев.

 

В Таджикистане больше всего ущерб от китайских заводов

В середине октября 2021 года Комитет по охране окружающей среды Таджикистана опубликовал программу «Комплексное развитие образования и экологического просвещения населения» на 2021-2025 годы, которую правительство приняло в апреле. В ее рамках государство намерено повысить осведомленность общественности об экологических проблемах.

Эта 18-страничная программа акцентирует внимание на том, что население не должно оставаться равнодушным к проблемам окружающей среды. Программа предусматривает получение обязательного экологического образования в системе образования страны – во учебных заведениях.

В документе также указано, что граждане должны быть активно вовлечены «на всех этапах процесса принятия решений по реализации любых проектов, связанных с использованием природных ресурсов, а также по вопросам, которые могут повлиять на окружающую среду и здоровье населения».

За последние годы гражданской активности по вопросам экологии не наблюдалось, а проекты экологически вредных предприятий, прежде всего, развития цементных заводов, реализуются без участия гражданского общества.

В 2019 году таджикские власти приняли «Национальную стратегию адаптации к изменению климата в Таджикистане», которая рассчитана до 2030 года. Однако правительство никогда не публиковало полной версии этого документа, и попытки журналиста CABAR.asia получить его в Комитете по охране окружающей среды не увенчались успехом.

Ответственные лица этого ведомства лишь сообщили, что «стратегия будет способствовать реализации государственной политики в области изменения климата и адаптации к ним». Стратегия была принята на фоне критики действий правительства со стороны экспертов. Одна из претензий экологов – это допущение на территорию страны китайских технологий, загрязняющих окружающую среду.

Приток китайских инвестиций и создание предприятий с китайским капиталом в Таджикистане начался в 2005 году. С того времени в стране были открыты десятки китайских заводов, которые, по мнению экспертов, наносят ущерб окружающей среде. В частности, цементные заводы в Яванском районе Хатлонской области и в Согдийской области, а также ТЭЦ в Душанбе.

Например, 2-я ТЭЦ в Душанбе, построенная по китайским технологиям, работает на угле. В прошлом году официальные лица Комитета по охране окружающей среды заявили, что из 17 тысяч тонн выбросов в атмосферу углекислого газа, которые ежегодно выделяются на предприятиях Душанбе, 14,5 тысяч тонн принадлежат Душанбинской ТЭЦ-2.

Некоторые эксперты, такие как глава НПО «Дасти Ёри» Муаззама Бурханова заявляют, что проекты строительства крупных предприятий и даже столичной ТЭЦ принимаются «тайно», без учета мнения независимых экспертов. Другие эксперты говорят, что власти Таджикистана, для развития экономики и создания рабочих мест соглашаются внедрять в своей стране технологии, применение которых Китай фактически запретил на своей территории.

Таджикистан - это страна, где 93% территории составляют горы. По данным Европейской экономической комиссии (ЕЭК) и ООН, объем выбросов парниковых газов (ПГ) в Таджикистане составляют 0,4 тонны СО2 в год на душу населения, и страна находится на 160 месте из 200 стран по этому критерию.

Власти отрицают обвинения, но в то же время не исключают возможности того, что китайские компании наносят вред окружающей среде.

«Хотя в настоящее время вклад Таджикистана в глобальные выбросы парниковых газов очень мал, Таджикистан крайне уязвим к воздействиям изменения климата», - отмечается в совместном обзоре экспертов ЕЭК и ООН о результативности экологической деятельности Таджикистана.

 

Таджикистан не прилагает достаточных усилий по защите окружающей среды

Некоторые эксперты считают, что правительство Таджикистана не прилагает достаточных усилий по защите окружающей среды. Эксперты ЕЭК и ООН считают, что низкий статус Комитета по охране окружающей среды является основной причиной «недостаточного прогресса в интеграции экологических аспектов в отраслевую политику и законодательство».

Также авторы полагают, что нынешний статус Комитета недостаточно высок для того, чтобы обеспечить реализацию Национальной стратегии развития на период до 2030 года и других стратегических документов по окружающей среде и социально-экономическому развитию.

«Опыт показывает, что в применении закона в сфере охраны окружающей среды основное внимание уделяется мелким правонарушениям. Налагается большое количество штрафов, но размер этих штрафов невелик. Правовые нормы штрафов в некоторых случаях несоразмерны. Судебная система страны имеет низкий уровень осведомленности и опыта в рассмотрении экологических дел», - говорится в отчете.

Авторы отчета ЕЭК и ООН отмечают, что загрязнение окружающей среды в Таджикистане не снижается из-за малых размеров штрафов. Кроме того, по мнению авторов отчета, «распределение государственного бюджета на мероприятия по охране окружающей среды остается очень ограниченным».

Таджикистан не является участником Конвенции о долгосрочном трансграничном загрязнении воздуха и протоколов к ней. Однако страна является участником Рамочной конвенции ООН об изменении климата. 

Еще одна проблема, на которую указывают эксперты, - это широкое потребление угля для отопления.

Дома во многих районов, после развала централизованной системы отопления, сейчас обогреваются в основном за счет электроэнергии, баллонного газа или угольных печей.

«Такие печи способствуют ухудшению качества окружающего воздуха, поскольку они не оснащены устройствами для снижения выбросов и имеют относительно невысокие печные трубы»,- говорится в обзоре ЕЭК и ООН.

Авторы отчета отмечают, что незаконные вырубки лесов в Таджикистане превышают лесовосстановление, и что площадь лесов в стране сокращается. По оценкам экспертов ЕЭК и ООН, лесные угодья покрывают лишь 2,95% территории Таджикистана.

Между тем, жители говорят, что они вынуждены рубить деревья и использовать уголь для обогрева своих домов.

Получить подробную информацию по экологическим вопросам в Таджикистане от официальных структур сложно. В частности, сотрудники Комитета охраны окружающей среды в течение трех недель воздерживались от ответов на письменные вопросы журналиста CABAR.asia.

Таджикский эколог Хасан Асоев говорит, что в Таджикистане реализуются различные экологические программы, но все они зависят от одного фактора - негативного воздействия человека на природу. Их успех, по его словам, зависит от социального положения населения.

«Если дома мерзнут дети, люди вынуждены рубить деревья на дрова, чтобы согреть своего ребенка. У всех так. Решить экологические проблемы мы сможем только тогда, когда повысим социальный уровень жизни населения. Если мы не улучшим экономический уровень жизни населения, мы не сыграем никакой роли в решении экологических проблем», - говорит Асоев.

Общие выбросы парниковых газов всех пяти стран Центральной Азии составляют 470,47 млн тонн эквивалента CO2, что составляет примерно 1% мировых выбросов.


 

Что делать?

В 2015 году на на 21-й сессии конференции по климату все страны приняли так называемое Парижское соглашение. Это первый в мировой истории юридически обязательный документ, который объединил страны в стремлении бороться с изменением климата и адаптироваться к нему.

Цель соглашения – сократить выбросы парниковых газов и ограничить повышение глобальной температуры воздуха в этом столетии до 2 градусов Цельсия.

Первыми из стран Центральной Азии его ратифицировали Казахстан и Туркменистан – в 2016 году. Затем Таджикистан – в 2017 году, Узбекистан – в 2018 и Кыргызстан – в 2019 году.

В основные пункты Парижского соглашения входят следующие задачи:

- удержать рост глобальной средней температуры намного ниже 2 градусов Цельсия, а также ограничить рост температуры до 1,5 градусов Цельсия;

- сохранять и увеличивать площадь лесов для поглощения парниковых газов;

- ускорить разработку и международный обмен чистыми технологиями;

- углеродная нейтральность 2050 – во второй половине 21 века нужно добиться баланса между выбросами и поглощениями парниковых газов;

- каждые 5 лет страны должны пересматривать цели и меры борьбы с изменением климата;

- богатые страны перечисляют бедным странам минимум 100 млрд долларов на адаптацию к изменению климата до 2020 года

Владислав Бизек, ключевой эксперт WECOOP по вопросам охраны окружающей среды и экологического законодательства ЕС отмечает, что все страны регионы разнятся и по вкладу в изменение климата, и по развитию, и по возможностям.

Поэтому единый подход в борьбе с глобальным потеплением неэффективен и следует учитывать специфические особенности каждой страны. В частности, что:

- Казахстан и Туркменистан обладают высоким потенциалом сокращения выбросов CO2,

- Казахстан и Туркменистан обладают потенциалом в области энергоэффективности,

- Все страны обладают потенциалом возобновляемых источников энергии, кроме гидроэнергетики,

- Казахстан, Таджикистан и Кыргызстан имеют потенциал для перехода с угля на другие источники энергии,

- Казахстан и Туркменистан обладают промышленным потенциалом, особенно во внедрении наилучших доступных технологий,

- Узбекистан и Таджикистан имеют потенциал в сельском хозяйстве.

Читайте нас в  TelegramFacebookInstagramЯндекс.ДзенOK и ВК.

Свои вопросы, сообщения, видео и фото для Asia-Plus присылайте на TelegramWhatsappImo по номеру +992 93 792 42 45.