Задание от шеф-редактора написать колонку для очередного номера получила сразу после возвращения из поездки в США. О чем писать после длительного, но полезного морально отсутствия, вдали от текучки, придумать всегда проблемно. Решила вернуться к избитой теме – разруха не в клозетах, а в головах...
«Понравилось в Америке?», услышав в сотый раз вопрос от знакомых, дергаюсь, из вежливости отвечаю коротко: «Понравилось». Но оценить, насколько там другой мир, по достоинству смогла только после того, как села в самолет из Франкфурта в Стамбул, чтобы вернуться домой. И только в тот момент, когда прилично одетый в кожаный пиджак модного цвета мужчина обратился к уже сидящим в самолете пассажирам «Ягон кас нос дора?».
Спрашиваемое тут же протянули. Вот он, вызывающий отвращение запах родины.
Потом в Стамбуле привычная для нас толкотня у гейта на посадку, в очереди мужчины, не стесняясь присутствия женщин, не выбирают выражения, как будто смакуют матерные словечки вперемежку с насваем. Оказывается, от столь привычной для нас картины можно очень быстро отвыкнуть, всего за пару недель.
Ну почему мы не можем вежливо разговаривать, не можем соблюдать очередь, не можем вести себя просто как люди? У американцев, как у нас, две руки, две ноги и голова на плечах, но если вы наступите американцу на ногу, он перед вами извинится. Конечно, и там не все такие вежливые, но в основном обычные представители среднего класса поступят именно так, во всяком случае хамства в ваш адрес точно не будет.
Конечно, скажете вы, там система, там прогресс, там права людей соблюдаются, но для меня общество строится и развивается на мелочах в общении.
В одной из тюрем, где мне удалось побывать, для каждого осужденного обязательны уроки этикета, его учат культурно общаться с людьми. «Дайте, пожалуйста, книгу» или «Пожалуйста, сэр, не могли бы вы мне дать эту книгу?». Чувствуйте разницу?
При этом «сэром» может быть человек как в костюме и галстуке, так и просто в шортах. И вообще, отношение к одежде там особое – там вас по ней просто не встречают. Шорты, короткие и длинные юбки, майки, хиджабы, рваные джинсы, шлёпки – вот такой незамысловатый набор одежды у студентов, никто не заморачивается, во что ты одет, есть ли на тебе галстук, коротка ли твоя юбка, сильно ли прикрыто лицо. В Университете штата Невада нас встретил в галстуке всего один человек – декан факультета журналистики; подозреваю, что костюм он одел исключительно для встречи с нами.
Можно до бесконечности перечислять плюсы таких взаимоотношений в обществе и также до бесконечности говорить, что мы теряем от простого неуважения друг к другу.
В роду каждого из нас, живущего в Таджикистане, обязательно найдется поэт, философ, учитель. Но где же сейчас все наши Хайямы, Авиценны, Руми, Хафизы, которыми мы так гордимся, порой даже просто кичимся, почему наш язык чаще произносит не рубаи, а матерные слова, которые дети наши заучивают раньше слов «спасибо» и «пожалуйста»?
Следите за нашими новостями в Telegram, подписывайтесь на наш канал по ссылке https://t.me/asiaplus
Правительство Таджикистана установило квоты на сбор ферулы и солодки в 2025 году
Салом алейкум, Таджикистан! Анонсы событий, день в истории, прогноз погоды на 9 января 2025 года
Нужно учредить премию имени «Мухтор-ака» и «Сына казикалона». К 110-летию Асли Бурхонова
В Южной Корее отклонили законопроекты о расследовании в отношении президента
Генпрокуратура возбудила дело за производство контрафактного алкоголя в Душанбе
Трамп: понимаю Россию , Дания должна отдать Гренландию, Канада — стать 51-м штатом
В Иране отказались от нового законопроекта о принудительном хиджабе
Более 80 000 мигрантов выдворили из России в 2024 году
Премьер-министры Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана обсудили вопрос госграниц
В Таджикистане не хватает жилой площади
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста
raisa23 апреля, 2018 20:45
такое ощущение что деградация идет полным ходом и многие стремятся показать кто лучше деградировал - а не наоборот; случай в аэропорту - 2 таможенника орут друг другу через большую толпу пассажиров - "печата парто..." - и тут же печать летит через голову всех другому таможеннику и назад... надо было увидеть глаза и насмешки иностранцев...
Misimjon23 апреля, 2018 09:22
Нужно и надо делать друг другу замечание. Тогда хоть люди начнутся стеснятся. Кто местный тот помнит как раньше русские бабульки делали замечание. Это система работала. Автор прав. Какие то мелочи умрачают нашу жизнь. Делайте друг другу приятные вещи. Предлогаю показывать по национальному каналу воспитательные ролики. На тему насвай, нужно здороватся с соседями. Причём не так сози? А культурно "ассалом". ., и ещё больная тема как раз скоро жара ежедневно по утрам принимать душ чтоб не вонять.
Ашаван23 апреля, 2018 09:09
Только не надо открывать "окно овертона"....Как в 90 е ,у них супер,а у нас жопа! Мало по мало таким очернением НАС,и возвеличиванием их вы, либеральные журналисты создаете у народа впечатление о своей ущербности и никчемности! Не надо этого делать! Вы посмотрите сколько говна и мерзости на западе!!! И не надо только говорить,что все они такие идеальные! Не прокатит!
Samira19 апреля, 2018 11:56
То есть до того как автор не была в Америку , её все устраивал и запах «насвай» и грубые матерные слова на улице и тд . Она не замечала их , почему? Ответ однозначен: была такое же воспитаний. А теперь по всему миру кричать- мама я не такая , я совсем другая что ли ? И в России , и на Запад и на Восток у каждого имеется свои « прелести» , но для этого не надо себя выделять , а каждому встречному обьяснить правило поведения в обществе.
Садуллаев19 апреля, 2018 09:25
Уважаемые комментаторы! Простой пример: - в странах Европы и в той же Америке, когда встречаешься взглядом с незнакомым человеком, он улыбнётся и поздоровается. У нас ты услышишь - "Чи нигох дори?!". Это факт. Везде очередь стоит вдоль, а у нас - поперёк. И это факт. Только у нас увидишь на светофоре авто, у которого открывается дверь, и водитель смачно выплёвывает на дорогу насвай. Тоже факт. И потом, журналист, т.е. грамотный журналист, к числу которых относится и уважаемая Зебо Таджибаева, подобен врачу, который ставит диагноз обществу. Глупо обижаться на врача, который диагностировал у вас, например, камни в почках. Представляете, "Ах тебе мои почки не нравятся?!". Наверное, нужно поблагодарить, и приступить к лечению.
vohid Садуллаев19 апреля, 2018 12:07
Болезнь запущена только.
Сова приложила ухо к груди Буратино.
- Пациент скорее мертв, чем жив, - прошептала она и отвернула голову назад на сто восемьдесят градусов.
Жаба долго мяла влажной лапой Буратино. Раздумывая, глядела выпученными глазами сразу в разные стороны. Прошлепала большим ртом:
- Пациент скорее жив, чем мертв...
Народный лекарь Богомол сухими, как травинки, руками начал дотрагиваться до Буратино.
- Одно из двух, - прошелестел он, - или пациент жив, или он умер. Если он жив - он останется жив или он не останется жив. Если он мертв - его можно оживить или нельзя оживить.
(с) А. Толстой
Тим18 апреля, 2018 13:03
Все доброго времени суток! Отличная статья! Прочитав комментарии о том что автор является проамериканцем- чушь от непонимания Ее слов!!! Первое что хочет донести Зебо это понижение уровня образованности (которое как не странно не зависит от того в какой ты одежде его получаешь). Второе, воспитаение - и причина вытекает из первого пункта.
И слова, что США разжигает войны и тому подобное - это факт, но речь идёт об обычных людях, которые работают, живу и обучаются в стране и развиваются!!! И правда, может пора перестать прикрываться заслугами наших Великих писателей и ученых, которых давно нет с нами. Не переставай гордиться ими, но и не прячься за их Великими именами!
П.С. Мне тоже не приятно, когда Таджика ассоциируют с Равшаном и Джамшудом; но те кто рвёт на себе рубаху и готов за эти смешки набить морду слетайте в Россию и постойте на стойке регистрации - вы все поймёте. Хочешь, чтобы тебя уважали - начни уважать сам себя для начала!!!
Zarrina Тим19 апреля, 2018 10:06
полностью с Вами согласна. Хорошая статья и о правильном. Даже в Америку ездить не надо, чтобы убедиться в деградации таджиков. Неделю была в Узбекистане, ни разу не слышала мата, не чувствовала агрессии с чем сталкиваюсь здесь ежедневно. Диву даешься, стоит молодая девушка или парень и очень громко выясняют по телефону отнешения с использованием ненормативной лексики. Почему это надо делать прилюдно, что они хотят показать окружающим?
timur18 апреля, 2018 11:52
А вообще, нашей интеллигенции свойственно посыпать голову пеплом после пожара. Хотели отсидеться в стороне во время войны? Отсиделись. Извольте получить результат и расписаться в получении.
Надо было в своё время отстаивать и защищать свой дом, город, культуру, ценности. А сейчас неча сопли размазывать и верещать, мол, как там хорошо, и вообще, пошли вы все нахрен.
Dushanbinka18 апреля, 2018 09:38
Я тоже побывала в разных странах, европа, америка, дубай и т.д., но лучше наших нигде нет и лучше нашей Страны, не смотря на все минусы, лучше нашего Таджикистана нигде нет
Khujandi Dushanbinka21 апреля, 2018 00:39
Я тоже недавно вернулся из Америки, да Наш народ невоспитанный, безответственный, деградировавшей:(( но Наша страна в этом не виновата. Таджикистан мой рай на Земле. Пускать сопли не надо по другим странам. Надо заниматься Нашим образованием для начала, а там глядишь и все станут опять культурными. Наша культура и менталитет были сломлены много раз на протяжении многих веков, нам просто надо помнить то, что когда Таджики строили и занимались ремеслом, у Европы или той же Америки не было даже гигиены в народе:))
Товарищь Dushanbinka18 апреля, 2018 13:39
Согласен абсолютно. Некоторым лишь бы свое по хаить... А нос или типа него табак под язык продается и на западе, так что....
ShaITan Dushanbinka18 апреля, 2018 11:25
nu da srazu vidna kak Vy byvali v etikh stranakh.
Dushanbinka18 апреля, 2018 09:35
Зебо у нас слава Аллаху ученики школ не расстреливают учителей или своих одноклассников в школах. Вы иногда мировые новости читайте, что происходит в вашей америке. Или слава Аллаху наша страна не разжигают войны и не лезут во внутреннюю политику других стран. Проснитесь и не гоняйтесь за американской мечтой
raisa Dushanbinka23 апреля, 2018 20:47
зато во весь рот матерят каждый день...в адрес матерей, сестер... два предложения составить не могут...
Matin Dushanbinka18 апреля, 2018 23:57
Uvajaemaya Dushanbinka, pozvolu sebe ne soglasitsya s vashim viskazivaniem "Зебо у нас слава Аллаху ученики школ не расстреливают учителей или своих одноклассников в школах. " v luboi tajikskoi shkole derutsya kak vnutri tak i s drugimi shkolami. Poka bez ognestrelnogo orujiya, no zato primenyaut kholodnoe orujie. Tak je Или слава Аллаху наша страна не разжигают войны и не лезут во внутреннюю политику других стран." ya polnostu soglassen s etim vashim viskazivaniem, amerika ogromnaya strana i voina ei nujna kak vozdukh chtob obespechivat rost svoei ekonomiki i chtoto delat ss ee vneshnim dolgom kotorii kak vi znaete samii bolshoi v mire. Tak je menya silno rassmeshila fraza "Проснитесь и не гоняйтесь за американской мечтой" - Amerikanskaya mechta - eto iz nishego prevratitsya v bogatogo cheloveka. Naskolko ya mogu sudit Avtor za etim ne gonitsya. Mne kajetsya chto Zebo pobivav v amerike uvidela chto narod v osnovnoi svoei masse mojet jit kulturno. Ona khochet donesti do nashego pokoleniya chto bit kulturnim eto zdorovo i ni v koem sluchae ne zanijaet dostoinstvo nashei respubliki.
Mansour Dushanbinka18 апреля, 2018 14:42
Ээээээ хватит а клеймит этот запад, у нас поножовщины вокруг, был доступ к оружию эти "Ё" поколение всех перестреляли б.
омузгор18 апреля, 2018 09:34
Статья понравилась. Надо уделять внимание подрастающему поколению. Надо поднимать систему образования. Если наши Министр образования и Ректор технологического ведут себя как хулиганы с улицы Зеленого Базара, еще долго о порядке мы не услышим. Не уважение, оскорбления, не грамотность вот их предел. Чему у них молодежь может научиться? Где пример старших? ВСЕМ давно надо меняться в сторону лучшего, нашей независимости скоро 30 лет.
Dushanbinka18 апреля, 2018 09:28
Полный бред, вы зачем таджиков унижаете, страну свою, родину, вам не стыдно? А вы пройдитесь по нью-юркскому гето, вот потом поймете разницу между сша и Таджикистаном. Тоже мне нашла с кем сравнивать нас
несогласие18 апреля, 2018 09:18
"нет в крови" - ин дар бораи БАЕВ-хо ба фикрам. охираш ки БАЙ шуд, дар хуни вай албатта ягон чиизи точики нест!
сутуловат чонбобоев несогласие18 апреля, 2018 10:41
Совершенно с Вами согласен.
Читатель сутуловат чонбобоев18 апреля, 2018 12:46
Ну вот и все воспитание, переходить на личности и указывать в ком есть таджикская кровь, а в ком нет. А если бы воспитание передавалось с кровью, то наверное сейчас мы бы писали о другом, увы оно так не передается
Ашаван18 апреля, 2018 08:26
Проамериканская статья!!! Полная ложь!!! Пусть валит в свою Америку! То что молодежь наша бывает хамовита, бывает,но не вся! У нас нормальный народ в своей массе, а эти случаи,что описывает она это...." это народ?Это не народ, это хуже народа,это лучшие люди города..."фраза из пьесы "Убить дракона"написанной Евгением Шварцем в 1943 году в стенах Театра Маяковского. А в США хватает хамов и придурков! И с улыбкой на лице....бомбят Сирию!!!
raisa Ашаван23 апреля, 2018 20:48
а кто то не может свою нервозность контролировать...
Bozorgmehr Arianajod18 апреля, 2018 00:10
Читаю эту статью с насваем во рту. Зебо пиши ещё.
Сильвио Берлускони Bozorgmehr Arianajod20 апреля, 2018 17:21
Бери в рот всё, что ты хочешь. Только на публику это не выноси...
бобо Bozorgmehr Arianajod18 апреля, 2018 09:36
Невоспитанный, своими родителями. Какое ты моральное право имееш еще писать!
Платон17 апреля, 2018 23:10
“В Университете штата Невада нас встретил в галстуке всего один человек – декан факультета журналистики; подозреваю, что костюм он одел исключительно для встречи с нами.” Зебо, правильно будет не ОДЕЛ, а НАДЕЛ. Глупая и очень безграмотно написанная статья. Профессионалы так не пишут. Позор!
tajik Платон18 апреля, 2018 09:30
Согласна, статья типа "хаваскорони санъат", просто констатация фактов на уровне первичного восприятия без анализа "почему так?", "с чем это связано"? И неправильное применение терминов. "Воспитание" это процесс, оно есть во всех сообществах/культурах, даже у племен живущих, где то в джунглях. И вообще корректно ли сравнивать совершенно разные культуры? В контексте американского принципа толерантности это называется не полит корректный подход.
Мухандис17 апреля, 2018 22:51
А вы про другую сторону не подумали? Порнография, насилие, наркомания, извращение в семьях, дети не подконтрольны родителям, ожирение, ГМО и конечно же "демократия" в каждую страну... вот так воспитывается ихне поколение... они привлекают умных со всего мира, вот поэтому они все еще держаться...
Капитан17 апреля, 2018 22:45
Причем тут 70 лет правления Согда ? Я прочитал коменты ну очень смешно и жалко , почему ? Ясняю , 70 лет правили Худжандцы и что ? Помоему за власть они не держались и все это происходило по приказу Москвы . Они могли и южан поставить и что ? Ну поймите уже кто имеет такое убеждение тот не прав , потому что всеравно власть это не игрушка и не футбол ганять а за каждое содеяное дело придется отвечать перед народом а это не шутки . Если мы не обьеденимся все то нам мало что светит . Один скажет я с Куляба другой из Душанбе третий из Дангары четвертый из Памира пятый из Худжанда и что будет ? Ни кчему хорошему это не приведет . А просто каждый день мы будем топтать в одном месте это всем кажется что мы движемся но на самом деле появится же ненависть друг к другу и что мы скажем своим внукам когда они вырастут и спросят " А почему нас делят на Хотлонцев Памирцев и Согдийцев и РРП , что мы ответим ну если конечно дойдет до такого вопроса ну желаю конечно чтобы таких вопросов не задавали . Мы же люди во первых а не Хатлонцы или Памирцы или Согдийцы ну головойже надо работать . 70 лет долбили что мы от обезяны но мы же люди а не внуки обезян , и 70 лет утверждали что Бога нет , ну что потом случилось с этой великой державой как об этом гордо говорили советские люди и где это все куда пропало ? Сламалось ?! Вот и это убеждение тоже когда нибудь сломается ( Согдийцы Хотлонцы Памирцы) мы Таджикский народ а не таджики мы все должны быть едины и победа будет за нами
Factor17 апреля, 2018 19:36
Очень жаль, но самое ценное что мы потеряли за эти 25 лет- это культура.
Дрон17 апреля, 2018 19:26
Сложно будет вам арийцам из этого уровня вырваться, даже может и не светит вам это. Вы всё время сравниваете себя с кем-то, ищите кем или чем гордиться, претендуете на великомть и исключительность, хотоите кому-то что-то доказать. Пристойное воспитание и образованность не должны быть достигаемы в сравнении с другими. В этом и проблема - отсутствие самосознания.
Асадулло Дрон18 апреля, 2018 12:06
Все Ваши высказывания и ломаного гроша не стоят.
Дрон Асадулло19 апреля, 2018 20:00
Поэтому и предположил что не выберетесь. Даже признать проблему смелости не хвптает, а это уже был бы успех.
Dushanbinka Дрон18 апреля, 2018 09:30
Да какие арийцы, что за бред, таджики смешаны и с турками и с другими, какие арийцы)))))
Дрон Dushanbinka19 апреля, 2018 20:00
Ну это не мне доказывать надо )))
Роберт Мугабе17 апреля, 2018 19:25
Вроде бы вещи Зебо пишет и правильные, но согласен с комментом внизу - тон назидательный, а не журналистский. Сквозит какая-то усталость от Таджикистана, и тихая застарелая ненависть к "харизму". В общем, тут такая фишка - или ты смиряешься и живешь в РТ, или рвешь отсюда. А так как Зебо жить сложно. Взяла бы и уехала. Все равно, нарастающее поколение еще хуже...
plovnotwar Роберт Мугабе18 апреля, 2018 02:00
Меня невероятно задевают комментарии, в который говорится типа "надо любить свою Родину", "уезжайте если не нравится" или "воспитание зависит от женщины" (последнее - просто глупость).
Проблемы у Таджикистана и у Таджикской культуры ЕСТЬ. Да есть классное гостеприимство, да есть глубокая доброта, но есть и неоттесанное хамство и жестокое обращение с животными и мерзкие уличные домогательства к женщинам. Отрицать это - быть гордым слепцом. Выявлять проблемы, их причины и пытаться УЛУЧШИТЬ наше общество - вот настоящая любовь к Родине. Критика - это не враг, критика - это наш самый лучший друг.
Любой народ пестр и разнообразен, и ценности и социальные феномены в нем ПОСТОЯННО меняются. Есть невероятно красивые манифестации культуры, есть и ужасающе уродливые. У Таджикского народа тоже. Ничего страшного. Статья пытается заставить нас честно задуматься. Так давайте спросим самих себя - что могут сделать я и мои знакомые что бы гостепреимство и доброта вокруг росли, а проблемы - убывали?
Нет идеальных наций. Это нужно принять. С этого и начинаются перемены.
Роберт Мугабе plovnotwar18 апреля, 2018 19:28
Я согласен с Вашими доводами, я не "гоню" ее из страны, а просто утверждаю, что чувствуется пессимизм у нее. Поэтому, с сожалению констатирую факт что уехать, это иногда единственый вариант.
S. 17 апреля, 2018 19:23
Прочла статью и комменты под ней... Живу уже более 10 лет в другой стране, каждый раз как сожусь на рейс до Родины, замечаю отличительные черты нашего народа. А именно - доброта, отзывчивость, желание помочь... Сразу понимаю, насколько соскучилась по Родине и своему народу. Как - то не замечала нецензурных выражений. Да, мы отличаемься от других жителей планеты, у нас могут быть свои недостатки (а у кого их нет) и также положительные черты. Те же Американцы вовсю матерятся там, где я живу, и я бы не сказала, что они будут извиняться если я "наступлю им на ногу". Может на родине своей они другие, но заграницей они себя ведут очень вызывающе и высокомерно. Со своей стороны думаю, чем больше критики, тем хуже будет ситуация. Нужно наоборот думать как бы заставить народ меняться в лучшую сторону, то есть находить пути "перевоспитания"/"воспитания". Наши журналисты, как 4 ветвь власти, могут ведь помочь в этом. В общем, статья нужная, заставляет нас открыть глаза еще одну важную проблему современности.
P.S. Особенно смешной был коммент по-поводу роли женщин в воспитании. Посмеялась...
БОҒБОН S. 18 апреля, 2018 09:15
plovnotwar про женщин то что я написал ниже глубоко размышляете а потом поймете мои мысли! Прочитайте про Бедиля и многих других ученых поэтов в основном по материнской линии дети получают творчество и навыки.Мы должны разрешать учиться хотябы в школах, дать нашим детьям самое лучшее и это конечно образование.
Дамир17 апреля, 2018 18:48
Ой Зебо это очередная Анисаи Собири той тоже трудно дышать на Родине и обидно за все, однако проводить почти каждый вечер в Бундусе есть такая возможность, так и у автора после приезда с США реакция вполне нормальная, вот еще побыла месяц другой, потом начала бы вспоминать и нони точики и свой родной мат и даже речь с носом во рту. Родина она все, поэтому всем желаю жить всегда на Родине.
timur Дамир18 апреля, 2018 11:46
Согласен. Сабири из той же серии великомучениц.
Но у меня другой вопрос: что/кого журналист "независимого" СМИ потеряла в США? И нашла ли?
Фарик17 апреля, 2018 18:41
Да есть некоторые проблемы с культурой. Но! Нигде нет таких открытых, отзывчивых, трудолюбивых, гостеприимных и дружелюбных людей как у нас! Но на счет носа и мата конечно надо себя попридержать. Анекдот есть: Американские ученые нашли плевок насвая в Нью Йорке и до сих пор не могут понять какой же птицы это помёт ))
Рустам Хасанов17 апреля, 2018 18:05
То ,что пишет Зебо Таджибаева - на 99% верно!
Таджичка17 апреля, 2018 17:24
Уважаемая Зебо и другие журналисты, пожалуйста пишите хотя бы один раз (после ваших поездок, не имеет значения куда) то что происходит в нашем "международном аэропорту" - лично для меня это настоящий дурдом, и там работают 99% неграмотных дебилов.
али17 апреля, 2018 17:14
Молодец Вы, Зебо! Вы побывали в тех местах, куда вас водили и хотели чтоб вы увидели. Университеты, многолюдные улицы и т. п. А чтож вы не поехали в те места куда американская полиция неосмеливается побывать? Сам жил и учился в Нью Йорке 4 года и своими глазами видел как группа подростков забавы ради толкнули своего в метро под поезд и смеялись над ним. Или вы хотите такую ж культуру как у них, когда дочерей уводят из дому на "свидание" а "папы" этому рады? К счастью у нас всё таки менталитет воспитанный по исламским канонам и наш народ никогда не будет как они. МЫ ДРУГИЕ И НЕ НАДО НАС СРАВНИВАТЬ С НИМИ!
Читатель али17 апреля, 2018 17:31
Никто не говорит вам брать у других народов и плохое тоже, причем тут свидания, другие мы или нет. Возьмите хорошее, и начните каждый с себя. Кстати, материться или божиться, упоминая имя Аллаха при каждом случае, а иногда рядом с матом, тоже прописано в исламских канонах?
Рустам Хасанов Читатель17 апреля, 2018 18:06
Все правильно.
Сухроб 17 апреля, 2018 16:30
Уважаемая Зебо Таджибаева я категорический с вами не согласен! Не обобщайте, когда вы пишите "У нас не в крови" может вы и себя имеете ввиду, но не вес народ Таджикистана. Я также как вы был в Америке и других странах, да я согласен, что у них мы можем научиться многому, в том числе в системе образования. Но то, что у них в тюрьмах так все хорошо бла бла и мы это тоже знаем. Я понимаю Америка это верх демократии и воспитания. Говоря простыми словами ваша статья, не о чем это мое личное мнение и вас как журналиста того выдающего я бы не признал. Уважение и гостеприимство, которое имеет наш народ можно только радоваться, который свой последний хлеб делится с гостем и другом. Просто любите свой народ и свою родину, какая она не была.
Админ, я не удивлюсь если вы не пропустите мой коммент…
Рустам17 апреля, 2018 16:12
Причина столпотворения перед любой очередью у нас на подсознательном уровне. Помните длинные очереди в магазинах, лавках стоишь сутра до вечера, а там когда твоя очередь доходит уже закончилось всё. Так продолжались все 90-е. Везде было так и не только в магазинах, и поезда за полчаса до отъезда закрывали и не пускали, и в самолёт также, потому что ваше место уже кому-то другому продали. Это к воспитанию не имеет никакого отношения.
Рустам Хасанов Рустам17 апреля, 2018 18:08
бытие определяет сознание(К.Маркс)
Хуссейн II Рустам17 апреля, 2018 17:23
Ну, да! Бизнес и ничего личного.
Т17 апреля, 2018 15:37
Не понимаю, к чему статья? Очередной раз облить грязью таджиков? В любой стране есть к чему придраться, так же как вы придрались к «аромату» насвая... и да, зачем вы весь народ под одну гребенку? Жаль конечно если в вашем окружении лишь такие... в стране преобладают все же образованные, культурные люди....
Mansour Т17 апреля, 2018 18:46
Нет нет и ещё раз нет, глубоко ошибаетесь, все правильно отметили, если у вас от этого пятая точка бомбит это ваши проблемы, во всех аэропортах я наблюдал такое со стороны наших граждан, что в Европе что в россии, как будто мест не хватит ломаются через всех, в душе кричу О Бог мой подожди это гребанный самолёт без тебя не улитит.
Т Mansour18 апреля, 2018 10:20
Про мою пятую точку никто не дал вам права говорить. Это раз. Второе - улЕтит. Третье - мира вам, и надеюсь таджики вас так же ненавидят как вы их
Mansour Т18 апреля, 2018 14:36
Извиняюсь за резкость и уровень образования, как не как самостоятельно изучил русский язык.
Я не добиваюсь Вашей Таджикской любви и не к чему оно мне, мне глубоко больно смотреть на то, что происходит вокруг, хамство не знание элементарной этики поведение. Я редко бываю в родном Душанбе, но когда я там стараюсь только после часа ночи выйти на улицу и гулять, кругом, очата, оната, хохарта, и так до домашних животных, бги, бте, ита, ута, элаш кы, хуйште, а дхта, и так далее. Если это нормально для Вас, мне вас жаль, что вы в этой стаде уже.
Мир Вашему дому.
vohid Т18 апреля, 2018 12:35
Вот и раскрылось личико Гюльчатай, тьфу ... современного истинного таджика. Мнящего себя венцом, но фактически самодовольное животное. Образованное, но не воспитанное. Грамотное, но бескультурное.
БОҒБОН17 апреля, 2018 15:33
1.Хурока фашар фушур нахур
2.Чой шув шув на нуш
3.Ха нагу Бале гу
4.Дар назди мехмон ё дар мехмони чишматро сер гир
5.Калон ояд аз чоят хез
6.Ту ту нагу Шумо Шумо гу
...................................
ShaITan БОҒБОН17 апреля, 2018 23:31
eto na Severe tak
БОҒБОН ShaITan18 апреля, 2018 09:21
Это не только на севере но везде так, но многие наши таджики забили об этом.Нацию агитировать надо путем ТВ.Кому нужны лалай лалай гижда гиждов ?
БОҒБОН17 апреля, 2018 15:28
Это воспитание женщин дети откуда берут воспитание конечно в основном от женщин.Если женщина образованная мудрая то конечно его дети будут воспитанными.В школах учат но обществу надо изменить чуть чуть в лучшую сторону.Юг в основном портит надо уделять большое внимание югу это не унижение я сам по матери из юга.Махалла-чамъият Бисери калонсолон донишу фикррониашон хато фарзандон бояд чамъияти дуруст барои миллат созанд.Ман хам бетараф намеистам фахмонидан даркор ёд додан даркор. Чунки точик як ману шумо Точикистон не балки аз Хиндустон то Ирок дар Киргизистону Казокистону Турменистон точикхо зиндаги мекунанд точикони Узбекистон ин як бисерии дигар мо бан онхо чи ёд медихем? Дашном????
Mansour БОҒБОН17 апреля, 2018 18:48
Бародарам харчи талх бошад рост навиштед
Дети 90 -х17 апреля, 2018 15:27
Не мы такие, жизнь такая...
Асадулло17 апреля, 2018 15:25
Всё что Вы, Зебо, пишете можно принять, по крайней мере многое, к сожалению это так. Но я бы Вам, как журналисту, не советовал бы писать в назидательном тоне. Читатель не воспримет.
Во-вторых, у нас в республике давно воспитание не на первом месте, и даже не на пятом. Даже в школе это редкость. Надо к воспитанию нам вернуться, в советские времена оно было.
В-третьих, у нас в республике гражданская война была четверть столетия тому назад, в 20 веке, а у них в Америке два с четвертью - в 18 веке. Если верить ихним же фильмам, то после их гражданской войны у них тоже к сожалению было не лучше.
Кадрус17 апреля, 2018 15:15
Немного проанализировав ситуацию можно прийти вот к какому выводу: уровень воспитания и культуры коренных Душанбинцев, которые родились до гражданской войны и жителей согдийской области на достаточно высоком уровне, тогда как на юге, востоке и западе страны с этим беда. Я вижу причину этого явления в том, что Душанбе, как столица и Согдийский регион в советское время были ( в прочем и сейчас есть) экономически развитыми. Заводы, фабрики, кинотеатры, театры, библиотеки и другие атрибуты, обогащающие внутренний мир человека ну и плюс в этих регионах мы, таджикистанцы, тесно общались с русскими и другими народностями Советского Союза. Остальная часть Таджикистана была чисто аграрной, сельской. Все эти явления, как насвай, мат и прочее бескультурье пришло оттуда. Но они в этом не виноваты, виновата советская власть. Почему не развивались эти регионы экономически?? Почему уровень жизни в том же Согде был в разы выше, чем скажем в Кулябе или Гарме?? Потому, что у нас кто у власти, тот свой регион и развивает, а у власти у нас 70 лет были согдийцы. Ответственность за то, что происходит сейчас, лежит на них!! И потом, на счет амрики. Да, там если тебе на ногу наступят, то извинятся, зато могут позвонить в полицию и сказать, что ты жестоко обращаешься со своим ребенком, придут органы опеки и заберут ребенка. Дети приходят в школу с оружием и расстреливают учителей и других учеников. По мне, так курение насвая (хотя сам я его не курю и отношусь негативно) и мат в общении куда лучше, чем то что происходит там....
niso Кадрус22 апреля, 2018 14:45
Ни одного правильного слова! Местничество у Вас зашкалило. Кто то говорит про Вахдат единство а вы чем заняты? Во первых "северяне" не правили 70лет, это в разы меньше. Начиная с Рудаки до Айни, Камола, Гафурова и Лоика нравятся а другие нет значит. 2500 непридуманных лет работ! Многое наследуется у человека по крови, есть люди -тирмиты, есть созидатели и это не от местности зависит. Ещё при СССР столько лет работали мой отец и дядя в Дангаре и в Кулябе, оршали и открывали пахотные земли, помогали разводить скот, налаживали инфраструктуру а тут на тебе!
Нигора Кадрус17 апреля, 2018 15:48
Вот это - искать на стороне виноватых в твоих проблемах - тоже в крови, причем именно южан. Я не из Согда, из РРП. На днях была в Худжанде. Действительно, уровень воспитанности там в разы выше. И не потому, что согдийцы были у власти. А потому что их городам реально более 2000 лет, а не дутые 2700. Потому что у них в семье даже детям "Вы" говорят. Как раз из-за уровня культуры и образования их было большинство у власти. Посмотрите, как чисто у них в городах, и какие свалки у нас в Душанбе. И промышленность исторически была более развита на севере. Кстати, в немалой степени благодаря русским. А в советское время сколько делалось, чтобы подтянуть юг, создать там промышленность, рабочий класс. Южно-Таджикский территориально промыгленный комплекс. Нурекская ГЭС. И так далее. И вспомним, как население взбаламутили умники типа мирбобоевых и сафиевых, которые и заблокировали строительство Рогунской ГЭС, аккумуляторного завода в Кулябе и т.д. Посему, прежде чем пенять на кого-то надо в зеркало на себя посмотреть. Слава Богу, городская культура понемногу приживается.
Misimjon Нигора23 апреля, 2018 11:33
Не надо забывать что южане не трудолюбивые а северные трудолюбивые . Потому у них чисто и все цветёт. Потому что они трудятся и ценят свой труд. Южане у себя все обосрали и Старицу засрали. Им лень даже мусор вынести и подъезд свой вонючий побелить и помыть. 25 лет живут им жалко купить извёстку по 50 дирам за кг и побелить.
Читатель Кадрус17 апреля, 2018 15:21
Насчет оружия можно поспорить, если бы у нас был бы такой доступ к оружию, как в Америке, было бы похлеще. И далеко даже оглядываться не надо, совсем недавно это проходили. А насчет сельского населения тоже спорный вопрос - в сельской местности люди куда воспитаннее
Хайрулло Читатель17 апреля, 2018 17:15
Согласен на счет жителей села.
optimist17 апреля, 2018 15:07
А по моему виновата наша выстроенная система, у нас в стране преобладает вседозволенность для тех лиц, которые или у власти, или же при деньгах. Отсюда процветает коррупция и весь остальной негатив, о которых автор пишет в статье. А в обществе у нас преобладание в первую очередь отдается материальному благополучию человека, если он богат, то он и бог и царь для окружающих, несмотря на его культуру, образование и т.д. Все равно время вылечит наше общество!
Асадулло optimist17 апреля, 2018 15:54
Согласен с Вами. Надо жить вопреки недоброму, бороться за доброе.
И.В.Сталин17 апреля, 2018 14:42
Увы, Зебо. Ваш посыл к основным носителям невоспитанности суждено прочитать только тем, кто читал Хайяма, Авиценну, Руми, Рудаки, Хафиза и других классиков мировой литературы.
К превеликому сожалению, статьи и их обсуждения на площадке вашего, как впрочем и других, медиа-ресурса редко читают нынешнее большинство "венценосных" представителей земной расы (ведь именно так, если не ошибаюсь переводится точ,ик).
Даже если им напрямую указывать на их невоспитанность, в их "сознании" (да и большинства окружающих) это выглядит как вызов.
От хронической болезни, которая рецидивирует симптомами, описанными Вами в статье, каждый раз, когда образованный и воспитанный человек возвращается не только из дальнего, да даже из ближнего зарубежья (другие страны Центральной Азии), существует только одна панацея - one way ticket.
Асадулло И.В.Сталин17 апреля, 2018 15:39
Жить с философией one way ticket, наверное, не стоит. Многотысячалетняя история нашего народа знала и намного лучшие времена, но и более худшие, чем в конце 20-го и начале 21-го веков. надо ждать, надеется и обязательно что-то для улучшения делать.
vohid Асадулло18 апреля, 2018 11:46
Ждать и надеяться в нашем случае не подойдет. История делается конкретными индивидами, то есть всеми людьми. И если большинство предпочтет ждать и верить, то ничего не сдвинется с места.
Время Асадулло17 апреля, 2018 17:19
Ждать и надеятся именно чего? Вы знаете, что культура и образ народа формируется временем. А если ждать при таких условиях, то 2 и 3 поколение вырастут с идеями, что материться друг на друга, плеваться везде, избивать женщин, давать взятки и т.п. будут нормами и потом уже будет еще хуже это поменять. Суть статьи не в том, что кто либо обвиняет кого то. Автор предлагает взглянуть на проблему и попытаться воздействовать на это путем воспитания среды. Каждый человек может вложить в это свою копейку и несколько часов в неделю.
Асадулло Время18 апреля, 2018 11:51
Да я считаю, что надо ждать надо надеяться, но не только, почитайте внимательно: "и обязательно что-то для улучшения делать". Это то же, что предлагаете Вы: "каждый человек может вложить в это свою копейку и несколько часов в неделю". Так что мы с вами думаем в одном направлении.
Хуссейн II17 апреля, 2018 14:38
«Понравилось»
Дорогая Зебочка, вы живёте не в правовой стране, отсюда и досада Ваша. Общество в РТ не борется за такую жизнь, которую вы видели в Америке. Но и там, вплоть до 60х прошлого века, ещё были таблички "Только для белых", до тех пор, пока общество не вышло на улицы и не потребовало. В Армении, общество борется за недопущения ухудшения жизни, зная, кто такой Сержик. Демократия, предполагает соблюдение законов, но за неё всегда надо бороться. АП борется по мере её слабых сил, но, видимо, грамотные люди, пока в меньшинстве в РТ.
али Хуссейн II17 апреля, 2018 17:19
Грамотные давно поступили по принципу "one way ticket". Остались "носкашх,о" и "х,акоратчих,о" :-)
Бахтиёр17 апреля, 2018 14:24
Это на самом деле большая проблема !нос давка в очередях не цунзурное выражение это уже унас норма!!к сожелению.
Зарина17 апреля, 2018 14:16
Не согласна с вами дорогой Автор! Не обобщайте пожалуйста, когда вы пишите "У нас не в крови", может вы и себя имеете ввиду, но не стоит всех под одну гребенку. Я понимаю "Америка" для кого то это "верх" демократии и воспитания... Но, не стоит только ради "заполнить колонку" писать "Вот он, вызывающий отвращение запах родины". Мне вас жаль, что запах родины у вас ассоциируется с "насваем"... Аж противно читать... Админ, пропустите коммент.
vohid Зарина18 апреля, 2018 11:42
Охотно верится, что воспитание именно у Вас "в крови". Но оно так глубоко запрятоно, что в Ваших постах его не видно.
Mansour Зарина17 апреля, 2018 19:03
Наверное вы дальше порога вашего дома не выходите и живёте в мире ТВС ТВТ и Бахористон)
SvoyPacan Зарина17 апреля, 2018 17:10
Like
И.В.Сталин Зарина17 апреля, 2018 14:44
Зарина, Вам почаще надо выезжать за пределы нашей с Вами любимой страны. И тогда любовь, увы, принимает другой образ.
Гость И.В.Сталин17 апреля, 2018 15:27
Или наверно вы и живёте в дали от родины и родных, поэтому такая реакция! Но надо увидеть суть написанного, а не заострятся на отдельных выражениях. Мне кажется суть статьи ясна - поднять уровень культуры у отдельных людей.
Всем всего доброго!!!
Диля Гость17 апреля, 2018 17:34
А что вы все так удевляйтесь? Мне интересно? Под одну гребёнку? Да посмотрите вокруг себя, где вы видите воспитанных детей? Девушка биё мучакт кунум - это по вашему воспитание и воспитанность? Не смехайте мои тапки. Будьте реалистами!
встроить Диля20 апреля, 2018 20:49
Почему то вы всегда свои тапки смешите?