«Судя по всему, вероятность нового конфликта межу Украиной и Россией значительно возросла и становится объективной реальностью. Признание ДНР и ЛНР со стороны России фактически означает отмену Минских соглашений», считает таджикский политолог Парвиз Муллоджанов, который поделился своим мнением на личной странице в Фейбуке.

Он уверен, что для российского руководства Минские соглашения представляли интерес потому, что позволяли вернуть Донбасс обратно в состав Украины в качестве самостоятельных и автономных регионов, управляемых про-российскими политическими и экономическими элитами.

«Это позволило бы России влиять как на внутреннюю, так и на внешнюю политику Украины, которая в этом случае осталась бы в зоне российского влияния. Также явно была сделана ставка на возможную смену власти в Киеве, приход к власти пророссийского президента, который бы пошел на уступки России и согласился с российской интерпретацией Минских соглашений, - пишет политолог.

- По-видимому, к началу 21 года, после закрытия нескольких пророссийских каналов, руководство РФ полностью утратило эти иллюзии. Зеленский оказался не таким уж пророссийским, как казалось Москве, а действующие каналы влияния оказались во многом перекрыты или неэффективны. В РФ поняли, что время работает против, а процесс украинизации и десоветизации в Украине становится необратимыми».

Муллоджанов считает, что именно отсюда и пошла политика резкого усиления давления как на Украину, которую мы наблюдаем в течение последнего года:

«Ее целью являлось заставить Украину признать Минские соглашения – в том числе и под давлением Запада, которому меньше всего хочется получить в центре Европы новую масштабную войну».

После того, как стало ясно, что ни Запад, ни Украина на уступки не пойдут, Россия сменила тактику – Минские соглашения теперь де-факто в прошлом, а на территорию ДНР и ЛНР вошли российские войска.

 

Быть войне или не быть?

Отсюда, если суммировать циркулирующие в СМИ и академических кругах версии, политолог выделяет три возможных сценария:

Самый мирный – Украина под давлением Запада, в конце концов, соглашается принять российские условия – де-факто ультиматум, что означает поражение Зеленского и триумф для Путина, который возвращается в Москву на белом коне.

Второй относительно мирный сценарий регулирования - ДНР и ЛНР, объявив о своей независимости, затем официально обращаются к РФ с просьбой принять их в состав российского государства. Просьба удовлетворяется, и Владимир Путин получает возможность де-эскалировать конфликт, сохранив при этом свое лицо. То есть, это конечно не триумф, но в любом случае, возможный дополнительный плюс к имиджу Путина как «собирателя русских земель».

Третий и наиболее негативный сценарий – военные действия, которые могут иметь ограниченный характер или превратиться в полноценную войну.

«В первом случае, речь может идти о расширении подконтрольной территории на весь Донбасс (тем более, что Конституция ДНР определяет свои границы на всю бывшую Донецкую область, что Путин подчеркнул лично), пробивание коридора к Крыму через Мариуполь, - пишет таджикский аналитик. - Во втором случае, говорят о масштабном вторжении, взятии под контроль всей левобережной Украины (так называемой Новороссии). Предполагается, что при этом сценарии, поражение и масштабный кризис, в конечном счете, приведет к смене власти и политического курса Украины».

Парвиз Муллоджан убежден, что первый, самый мирный сценарий, маловероятен, «это уже ясно из реакции Украины и Запада».

Второй сценарий остаётся пока актуальным, но по мере обострения ситуации на Донбассе, надежды на его осуществление все меньше – да и признаков такого поворота в российской политике пока не видно.

«Так что, получается, что в том или ином виде военная эскалация все более возможна – если суммировать прогнозы в экспертных кругах и медиа, то ее вероятность оценивается где-то 60 на 40», - считает он.

 

Как скажется на Центральной Азии?

Как это скажется и уже сказывается на других постсоветских странах, в том числе, государствах Средней Азии, экономики которых тесно завязаны на Россию?

Политолог считает, что все зависит от того, по какому сценарию будет развиваться события вокруг Украины. Какой-то минимальный пакет санкций уже появился после признания ДНР/ЛНР, однако еще неизвестно, насколько далеко пойдет Запад в стремлении наказать Россию.

«Для самой России все пока будет относительно терпимо, благодаря около 600 млн долларов резервов, но страны с небольшой финансовой подушкой могут пострадать весьма существенно», - заявляет Муллоджанов.

 

Чего ожидать?

Во-первых, девальвация рубля – даже при минимальных санкциях до 10-15% в ближайшее время. Девальвация рубля, как правило, вызывает падение курса национальных валют странах СНГ. А еще рост цен - в среднем каждые 10% девальвации стоят 1-2% дополнительной инфляции, пишет Муллоджанов.

Второе - падение покупательной способности, что скажется на рынке труда в сфере услуг, торговли и строительства – то есть там, где заняты большинство трудовых мигрантов.

«Конечно, санкции могут быть небольшими достаточно декларативными и не критичными для РФ, как это и было до этого. Но сокращение рынка труда, падение доходов мигрантов и сокращение денежных переводов мигрантов, скорее всего, будет иметь место. Вопрос лишь в масштабах этого явления, что зависит от развития конфликта и объема санкций.

Чем крупнее будет конфликт, тем тяжелее будут экономические и политические последствия. Поэтому, странам-соседям и государствам-партнерам России и следует готовиться ко всем вариантам развития событий», - предупреждает таджикский политолог. 

Читайте нас в TelegramFacebookInstagramЯндекс.ДзенOK и ВК.

Свои вопросы, сообщения, видео и фото для Asia-Plus присылайте на TelegramWhatsappImo по номеру +992 93 792 42 45.