Налоговое ведомство Таджикистана обвиняет действующие в республике предприятия с иностранным капиталом в преднамеренном сокрытии налогооблагаемых источников. Речь идет о хитросплетениях иностранных учредителей, которые вкладывают средства в свои же предприятия под видом кредитов с высокими процентами.
В обращении Налогового комитета при правительстве Таджикистана к соответствующим министерствам и ведомствам (копия письма имеется в распоряжении «АП») говорится, что законодательством республики не определены нормы регулирования привлечения кредитов, получаемых от связанных лиц и иностранных учредителей.
Этим недостатком, по мнению, налоговиков, часто злоупотребляют совместные предприятия.
Связанные лица – это лица, влияющие или имеющие возможность влиять на деятельность хозяйствующих субъектов.
Отмечается, что совместными предприятиями с участием иностранного капитала привлекаются обычно средства не кредитных организаций, а связанных с этими компаниями лиц.
Привлеченные в больших размерах этими предприятиями средства, по данным налогового ведомства, используются для покрытия ранее привлеченных кредитов и процентов по ним, и относятся в бухгалтерской отчетности этих предприятий к расходам.
В результате, говорится в письме, предприятия заканчивают свою финансовую деятельность с большими расходами, акционерам выплачиваются небольшие дивиденды или же вообще не выплачиваются (в случае завершения финансового года с убытками).
Это, подчеркивают в Комитете, приводит к тому, что в госбюджет не поступают десятки миллионов сомони за счет налога на прибыль и налога на дивиденды.
В обращении подчеркивается, что инвесторы вкладывают средства не в уставной капитал подчиненных им предприятий, а в качестве кредита, который превышает уставной капитал таких предприятий в десятки и сотни раз. Ставки на эти кредиты обычно устанавливаются на высоком уровне: 10-12% годовых. Все это позволяет им скрыть налогооблагаемые источники.
К примеру, отмечают в налоговом ведомстве, СП «Зарафшон» за последние пять лет привлекло кредитов в размере более 2,4 млрд сомони, что в 33 раза превышает уставной капитал этой компании.
Также Налоговым комитетом указываются другие компании с иностранным капиталом, привлеченные кредиты которых в десятки, сотни раз превышают уставной капитал.
К таким компаниям относятся ЗАО «Индиго Таджикистан», ЗАО «ТТ-Мобайл», ООО «Пакрут», ООО «Газпромнефть Таджикистан», ООО «Джунтгстай Мохир Цемент».
Таким образом, Комитет предлагает внести в Налоговый кодекс поправки, которые позволяют регулировать процесс привлечения кредитов в целях налогообложения. Конкретно в письме не указывается, что именно предлагают налоговики облагать налогами.
Между тем, специалисты поясняют, что долговое финансирование позволяет получить компаниям «налоговый щит», так как проценты, выплачиваемые по кредиту, не облагаются налогами.
Если бы средства поступили в компанию в качестве инвестиций в уставной капитал, то они бы облагались налогом на прибыль. В Таджикистане этот налог может составлять до 23%, что совсем немало.
На вопрос, почему в таком случае компании не финансируются исключительно через долг, что помогало бы им полностью использовать такой способ не платить налог на прибыль, специалисты отвечают следующим образом:
Потому что с какого-то момента, чем больше компания берёт денег в долг, тем выше риск банкротства компании, а чем выше риск банкротства, тем меньше стоимость компании.
Поэтому, подчеркивают эксперты, компании обычно находят оптимальный уровень долга, который одновременно позволяет сэкономить на налоге на прибыль какую-то сумму и не слишком увеличить вероятность своего банкротства.
Осенью нас модно читать в Telegram, Facebook, Instagram, Viber, Яндекс.Дзен и OK.