13 января Таджикистан узнал о том, что поправки в Налоговый Кодекс о налогообложении на использование услуг иностранных компаний вступил в силу. Но, как будет урегулироваться этот порядок – до сих пор не известно. Налоговый комитет и Национальный банк на вопросы «Азия-Плюс» пока не ответили.

На официальном сайте налогового органа сообщается, что в Налоговый Кодекс приняты дополнения по налогообложению электронных услуг. Причины новых налоговых обязательств – это стремительное развитие информационных технологий и интернет-торговли.

Подробностей, о том, как это будет делаться - нет. Принятые поправки были приняты 21 декабря и уже вступили в силу 16 января, то есть иностранные компании уже должны вставать на учет и как следствие, начать платить НДС.

Ряд таджикских банков выбрали выжидательную позицию и отключили указанные услуги до момента получения разъяснений.

Так, например, в тот же день, 13 января, Алиф Банк разослал пользователям мобильного кошелька alif mobi уведомление о том, что с 16-го января Алиф отключит такие услуги, как плата за соцсети, онлайн-игры, зарубежные домены и хостинги в связи с изменениями в налоговом законодательстве.

15 января Международный банк Таджикистана уведомил пользователей IBT24 об отключении практически всех зарубежных услуг, включая оплату зарубежных операторов, спутникового телевидения.

 

И что всё это означает?

Для простого таджикистанца это означает, что такие электронные услуги как таргетированная реклама в Facebook, Google, Яндекс, Яндекс Музыка, приобретение программного обеспечения для компьютеров, оплата за Zoom, Skype, Viber, услуги по бронированию гостиниц (иными словами, все услуги в виртуальном мире, которые носят не материальный характер) должны облагаться налогом на добавленную стоимость в размере 18%.


Исключением являются услуги, которые оказываются не через сеть Интернет (например, пополнение баланса зарубежных мобильных операторов) покупка товаров (телефон, стиральная машина и т.д.) оплата за любые товары, которые были заказаны в иностранных интернет-магазинах и доставлены почтой, по которым уже действуют условия таможенного законодательства.

 

А кто будет платить за НДС?

Как пояснил «Азия-Плюс» юрист, знакомый с последними изменениями в Налоговый кодекс РТ, в связи с изменениями в Кодексе, все иностранные компании, которые предоставляют услуги онлайн, обязаны встать на учет в налоговых органах республики и оплачивать НДС в размере 18%. 

Либо же вместо иностранных компаний, на учет могут встать в качестве налоговых агентов все местные юридические лица (включая банки и МДО), через которые таджикистанцы проводят платежи в пользу зарубежных поставщиков электронных услуг.

Таким образом, перед местными банками возникает дилемма: первое – нужно ли вставать на учет и самостоятельно удерживать НДС? Если нужно встать на учет, за чей счет удерживать налоги? С иностранных посредников, которые предоставляют возможность воспользоваться услугами иностранных компаний или отдельно удерживать налоги со стоимости услуги иностранной компании, или же пойти по пути наименьшего сопротивления и переложить все затраты по НДС на конечного получателя услуги?

«Но, проблема в том, что таджикские банки не работают напрямую с такими компаниями как Яндекс, Mail.ru, Facebook и пр. по проведению платежей, они работают с платежными агрегаторами, которые сразу предоставляют доступ к нескольким тысячам поставщиков.

Учитывая такие особенности, ни зарубежные компании, ни платежные агрегаторы не согласятся удерживать НДС за их счет», - говорит специалист.

В таком случае, каждый зарубежный поставщик электронных услуг обязан самостоятельно встать на учет в Налоговом комитете, и будет оплачивать НДС.

Опыт России и Узбекистана показал, что ни один из зарубежных поставщиков, которые встали на аналогичный учет в этих странах, не стал за свой счет оплачивать НДС, а просто переложил это на плечи клиентов из этих стран, автоматически накручивая НДС для граждан этих стран.

Таким образом, если зарубежные поставщики электронных услуг не встанут на учет в Налоговом комитете, исходя из последних изменений в Налоговом Кодексе, налоговым агентом может быть признано юридическое лицо, которое принимает у физических лиц средства и проводит их в пользу зарубежных поставщиков. В этом случае, банкам и МДО ничего не останется, кроме как взимать НДС у плательщиков», - заключил юрист.

 

Значит, мы будем переплачивать за электронные услуги на 18% больше?

Именно этого и опасаются банки. В связи с этим, например, Алиф Банк решил временно отключить ряд электронных услуг, которые предоставляются не резидентами.

В Алиф Банк отмечают, что информация об изменениях в Налоговый кодекс стала известна им в первых числах января, взвесив все за и против и возможные риски, было принято решение временно приостановить оказание таких услуг до момента получения разъяснений со стороны фискального органа.

Первоначально банк рассматривал возможность взимания НДС у плательщиков электронных услуг, но с учетом больших технических работ и крайне не востребованности зарубежных электронных услуг, такие доработки посчитали нецелесообразными – зарубежные электронные услуги составляют менее 0,2% от объема и количества платежей в мобильном кошельке alif mobi. После внедрения взимания НДС эта доля еще больше бы снизилась.


Об изменениях в работе или в тарифах должны уведомить и банки, которые предоставляют услуги международных карт Visa MasterCard.  

Но как сообщает Your.tj со ссылкой на источник в Налоговом Комитете, банки по-прежнему будут принимать все транзакции, связанные оплатой в интернете, и никаких проблем не должно быть.

«Карательных мер для пользователей тоже нет, это было бы нелогично. Пользователь оплачивает услугу и не должен отвечать – оплачен ли НДС за эту услугу со стороны продавца услуги или товара», - говорит источник.

В двух банках подтвердили «Азия Плюс», что не получали извещения ни от Налогового Комитета, ни от Национального банка страны, и пока что не понимают, как изменения в кодексе будут работать.

 

Смогу ли я купить товар с Amazon или пользоваться Booking?

Изменение в Налоговом Кодексе касается только электронных услуг, а товары вы, как и прежде, сможете продолжать покупать.

Насчет Booking - это уже как определит Налоговый Комитет. Booking это сервис для бронирования гостиниц и, как правило, услуга предоставляется на территории другой страны.

Например, если ты из Таджикистана, но бронируешь гостиницу в Берлине, соответственно, налог должен быть оплачен в той стране, где и находится отель. Но, как решит это Налоговый Комитет – пока не известно.

 

Что будет с международными банковскими картами, с помощью которых можно производить оплату онлайн?

Специалисты Алиф Банка не смогли дать какой-либо ответ. 

При этом, не исключили, что изменения могут касаться и платежей по международным картам Visa, Mastercard, UnionPay и др.

В Алиф отмечают, что в этом случае совсем не понятен механизм взимания НДС, так как международные карты принимаются на миллионах сайтах и платежи проходят через большую цепочку участников платежных систем.

Фото Delo.ua

Если в случае со своими мобильными кошельками и приложениями банки могут точно определять в пользу какого поставщика клиент оплачивает и настроить взимание НДС, то в случае с международными картами банки на своей стороне никак не могут определить за что именно платит клиент.

Самым худшим вариантом для международных платежных карт может стать то, что они будут полезны для людей, которые выезжают за пределы страны, а в виртуальном мире окажутся менее полезными – через них можно будет оплачивать только за реальные товары.

На данный момент для таргетированной рекламы деньги с междунарожных банковских карт списываются без удержания НДС.

К чему всё это может привести?

Безналичные расчеты нужны стране. Это, прежде всего, контроль и безопасность. Но эти поправки заставят людей искать обходные пути оплаты необходимых им услуг.

Население будет просить знакомых, проживающих за пределами страны оплачивать ту или иную услугу. А таджикские власти не смогут отследить цепочку услуг, приобретённых за пределами страны.

Другими словами,  конечная цель не будет достигнута, налоги платить никто не будет, а банки будут терпеть убытки, поскольку их услуги теперь станут не нужными для таджикистанцев.

 

Ожидать ли прихода технологических гигантов в Таджикистан?

Налоговый  Комитет заверяет в интервью Your.tj, что некоторые крупные компании уже самостоятельно вышли на них и готовы зарегистрироваться. Некоторым Комитет сам разослал уведомления, чтобы поставить их в известность о том, что в Таджикистане отныне действуют правила налогообложения платных электронных услуг.

Но, как отмечают специалисты, Таджикистан маленький рынок для таких мировых гигантов и вряд ли им будет интересно в своих масштабах выстраивать новые бизнес-процессы, связанные с отчетностью и держать дополнительный штат сотрудников.

 

Какую выгоду хочет получить Таджикистан от этого налога?

В Налоговом Комитете говорят, что примерный доход в бюджет может составлять 100-200 тысяч евро в месяц.

Специалисты отмечают, что рынок потребления зарубежных электронных услуг составляет не более 100 тыс. долларов в месяц, соответственно, выгода в бюджет может составлять 18 тыс., долларов при нынешних объемах.

Однако, после введения налога, количество пользователей электронных услуг уменьшится, так как зарубежные компании, скорее всего, переложат НДС на клиента, а те, привыкнув к оплате без НДС, будут искать альтернативные методы платежей в пользу зарубежных поставщиков электронных услуг, что, в конечном итоге, уменьшит общую налогооблагаемую базу.

Читайте нас в  TelegramFacebookInstagramViberЯндекс.Дзен и OK.

Свои вопросы, сообщения, видео и фото присылайте на Viber, Telegram, Whatsapp, Imo по номеру +992 93 792 42 45.