С разработкой нового проекта закона «О социальном предпринимательстве» в последнее время среди экспертов и общественности активно дискутируется вопрос: как общественным организациям переориентироваться в социальное предпринимательство, чтобы вносить свой вклад в решение социальных проблем общества.
Идея социального предпринимательства близка к деятельности общественных организаций, так как именно они более всего таргетируются на вовлечение своей целевой аудитории из числа социально уязвимой категории граждан в экономическую деятельность.
Яркими примерами у нас в стране являются социально ориентированные бизнес-проекты по созданию Центра обучения детей с ранним аутизмом при общественной организации «Ирода» и бизнес-проект кафе «Чатр» организации «Корвони Умед», которое создает условия для вовлечения в предпринимательскую деятельность женщин, пострадавших от домашнего насилия.
Особенностью данных социальных бизнес-проектов является то, что сами организации практически всю полученную прибыль реинвестируют на решение социальных проблем данных уязвимых категорий граждан.
Перераспределение для социальных нужд, а не жажда финансовой выгоды является основной идеей и важным отличием данных проектов от традиционных форм бизнеса.
Следовательно, тут возникает несколько важных вопросов: должны ли эти социальные бизнес-проекты облагаться налогами по тому же принципу, как и все остальные традиционные формы предпринимательской деятельности или им нужен отдельный подход; насколько современная практика налогообложения способствует поддержке развития социально ориентированной предпринимательской деятельности среди общественных организаций.
Социальное предпринимательство или ликвидация
По данным Минюста, в 2023 году к ним поступило 578 заявлений по вопросам регистрации и ликвидации общественных организаций, по результатам которых были зарегистрированы 204 общественные организации, что на 16% больше, чем в 2022 году.
Общее число общественных организаций составило почти 2 тысячи единиц. Из них 1137 предоставили отчеты о продолжении своей деятельности.
Но, несмотря на это, в стране сохраняются тревожные тенденции: с 2022 года по настоящее время было ликвидировано более 700 общественных организаций. Очевидно, что среди прочих причин ликвидации наиболее весомой является проблема недостаточности финансирования.
Так, согласно результатам оценки текущей ситуации с финансированием общественных объединений Таджикистана (оценка осуществлена организацией «Гендер и развитие» в 2023 г.), «в последние годы международные финансовые институты стали больше выдавать гранты правительству Таджикистана. При этом финансирование таджикских ОО за последние 7 лет снизилось в 17 раз».
Судя по опыту соседних стран, именно переход общественных организаций на модели социального предпринимательства может спасти их от самоликвидации и обеспечить финансовую независимость на перспективу.
Однако это требует государственной поддержки, в частности в области налогообложения.
Налогообложение общественных организаций
Общественные организации в Таджикистане уплачивают следующие налоги:
- налог на доходы физических лиц;
- социальный налог;
- налог на объекты недвижимости;
- земельный налог;
- налог на транспортные средства.
Подоходный налог взимается также с учетом других возможных источников вознаграждений на основе ставок налогообложения, прописанных для всех юридических лиц в Налоговом кодексе.
Общественные организации в соответствии с Кодексом могут применять один из двух налоговых режимов: упрощенный и общий.
Доходы, получаемые организациями гражданского общества (ОГО) (за исключением доходов, получаемых ими от предпринимательской деятельности) в качестве безвозмездного перечисления, безвозмездного имущества и грантов, используемые для некоммерческой деятельности, а также полученные ими членские взносы и пожертвования, не подлежат налогообложению.
В данном случае ОГО обязаны вести раздельный учет основной деятельности (деятельности, освобожденной от налога на доходы) и предпринимательской деятельности.
То есть при осуществлении многообразных форм деятельности, для которых установлены различные условия и режимы налогообложения, ОГО обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, а также объектов налогообложения на основе данных бухучета в соответствии с такими условиями и режимом.
С точки зрения реинвестирования получаемых доходов и создания социально-экономической интеграции уязвимых групп населения для потенциальных общественных организаций, занимающимся социальным предпринимательством в Таджикистане однозначно требуются дополнительные налоговые преференции, благодаря которым они смогли бы обеспечить свою финансовую устойчивость, хотя бы на начальных этапах развития.
Опыт соседних стран
Россия. Для субъектов соцпредпринимательства предусмотрена нулевая ставка налога на прибыль и освобождение от уплаты НДС. Во многих регионах действуют налоговые каникулы для индивидуальных предпринимателей в социальной сфере - они могут не уплачивать налоги в первые два года с начала деятельности.
Законами субъектов Российской Федерации снижаются ставки региональных налогов для предприятий: по налогу на прибыль организаций, упрощенной системе налогообложения, транспортному налогу или налогу на имущество организаций.
Казахстан. Налогоплательщик – субъект социального предпринимательства имеет право на уменьшение налогооблагаемого дохода в 2-кратном размере произведенных расходов на оплату труда лиц с инвалидностью и на 50% от суммы исчисленного социального налога от зарплаты и других выплат лицам с инвалидностью.
А также имеет право на уменьшение налогооблагаемого дохода в размере произведенных расходов на оплату обучения по освоению профессии, профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации работников из числа уязвимых категорий граждан. В соответствии со ст. 521 Налогового Кодекса РК налог на имущество по ставке 0,5% к налоговой базе исчисляют субъекты социального предпринимательства.
В Узбекистане действует механизм возврата подоходного налога, взимаемого с доходов физических лиц, освобожденных из мест лишения свободы в период надзора (испытательного периода).
... Таким образом можно заключить, что, несмотря на высокую степень социальной ориентации, проекты социального предпринимательства, реализуемые со стороны общественных организаций, облагаются теми же налогами, что и традиционные виды бизнеса и для них нет никаких преференций.
Надеемся, что в процессе принятия нового проекта закона «О социальном предпринимательстве» эти вопросы будут учтены.
Этой весной читайте нас в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК
Tcell совместно с Ilmhona и Re-skill открывает доступ к ИИ-образованию для пользователей в Таджикистане
Вместо хаджа. Как обычные таджикистанцы строят школы и больницы на свои деньги
Афиша от «Азия-Плюс»: поиск следов динозавров, «Мир лучших саундтреков» и ярмарка «Время чудес»
В Таджикистане заметно снизились доходы частных операторов связи
Более полугода назад маленький таджикистанец Сулаймон получил укол «Золгенсмы». Как малыш сейчас?
Таджикская экоорганизация «Маленькая Земля» получила премию ООН Gender Just Climate Solutions
Загрязнение воды, выброс отходов и вырубка деревьев: в Таджикистане увеличили штрафы
Озоди: Более 100 чиновников были допрошены по делу журналиста Ахмада Ибрагима
В Таджикистане снизили стоимость электричества для производителя удобрений – «Азот»
Душанбе Сити Банк уже подарил 4 приза — успейте и вы!
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста