У украинского олигарха отобрали фабрику «Гулистон», на очереди - «Таджиказот»

Оба этих предприятия были приватизированы Д.Фирташем в период, когда должность министра промышленности занимал Зайд Саидов. Кроме того, осужденный таджикский бизнесмен имел свою долю в приватизированных компаниях Д. Фирташа.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ суд города Душанбе удовлетворил иск Агентства по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией Таджикистана о незаконной приватизации ЗАО «Гулистон», контрольный пакет акций (95%) которого принадлежит украинскому олигарху Дмитрию Фирташу. Оставшиеся 5% акций этого предприятия принадлежат сыну экс-министра промышленности Зайда Саидова – Хайрулло Саидову.

Параллельно ведется проверка законности приватизации «Таджиказота», которым также владел Д. Фирташ.

Как сообщил «АП» адвокат семьи Саидовых Исхок Табаров, столичный экономический суд во вторник, 2 апреля, удовлетворил иск антикоррупционного ведомства о признании незаконной приватизации швейного предприятия «Гулистон» в отсутствие акционеров предприятия и их представителей.

В интервью радио «Озоди» И.Табаров сказал, что рассмотрение этих дел «не занимает больше, чем полтора часа, и без присутствия владельца или его родных эти объекты скорыми темпами оформляются в пользу государства».

По его словам, суд принял решение передать «Гулистон» в распоряжение Министерства промышленности и новых технологий Таджикистана.

Адвокат отметил, что Дмитрий Фирташ, по словам судьи, дважды игнорировал приглашение на судебные заседания по делу. Однако И. Табаров уверен, что «Фирташ даже не в курсе судебных разбирательств».

 - Мы не согласны с судебным решением, и в течение пяти дней мы намерены подать кассационную жалобу на решение столичного экономического суда, - сказал он.

Отметим, ЗАО «Гулистон» было приватизировано в 2002 году, когда опальный бизнесмен Зайд Саидов работал министром промышленности Таджикистана. В антикоррупционном ведомстве считают, что З.Саидов, используя тогда свои должностные полномочия, способствовал незаконной приватизации предприятия.


Д. Фирташ был задержан 12 марта в одном из центральных районов Вены - Маргаретен по запросу ФБР в связи с обвинениями во взяточничестве и организации преступного сообщества. Министерство юстиции США сообщило о том, что страна обвиняет украинского олигарха Дмитрия Фирташа в даче взятки индийским политикам в $18,5 млн при поддержке ныне покойного премьер-министра индийского штата Андхра-Прадеш Раджасекхара Редди. Помимо Дмитрия Фирташа по делу в США проходят венгерский бизнесмен Андраш Кнопп, украинский предприниматель Сурен Геворгян, индийский политик Рамачандра Рао, проживающий в США индиец Гаджендра Лал и уроженец Шри-Ланки Периясами Сундералингам. Всех их объявляют в сговоре с целью дачи взятки, вымогательства и отмывания незаконно нажитых средств.  

Не прошло и месяца

О ТОМ, что фабрика «Гулистон» была приватизирована незаконно, в Таджикистане заговорили в аккурат после ареста Д.Фирташа. По запросу ФБР он был задержан в Вене 12 марта, а через четыре дня наше антикоррупционное ведомство направило судебные иски о незаконной приватизации Д.Фирташем и фабрики «Гулистон», и предприятия «Таджиказот».

По данным ведомства, договор о создании совместного предприятия «Таджиказот», заключенный в 2002 году между компанией Д.Фирташа «Хайрок Холдингс Лимитед» и государством, доля которого в СП составляет 25%, был незаконным. Этот договор также был подписан в то время, когда министром промышленности Таджикистана был Зайд Саидов. Кроме того, антикоррупционное агентство подозревает руководство «Таджиказота» в незаконном использовании средств, в продаже оборудования завода.

- В случае признания судебными инстанциями незаконным договора о создании СП и приватизации «Таджиказота», предприятие полностью перейдет под контроль государства, - отметили в Агентстве по госфинконтролю.

Сейчас проверка деятельности предприятия продолжается.

Кстати, последние 6 лет «Таджиказот», в связи с приостановкой поставок природного газа из Узбекистана, не работал.

По словам директора этого предприятия Тоирхона Газиева, со дня приостановки завода до сегодняшнего дня для того, чтобы сохранить отдельную категорию квалифицированных работников, оставили на заводе 260 человек, которым компания ежемесячно выплачивает зарплату.

- Мы должны любой ценой сохранить завод в работоспособном состоянии, и сегодня завод работоспособен. Могу дать гарантии, что при получении природного газа через месяц завод будет производить продукцию, - сказал он.

При этом Т. Газиев отметил, что все это время Д.Фирташ полностью выполнял свои финансовые обязательства перед заводом. По его словам, в 2002 году украинский бизнесмен вложил в уставной фонд предприятия 24 млн сомони и выделил дополнительный заём в размере 20 млн сомони.

Сам украинский бизнесмен Дмитрий Фирташ в последние годы считался одним из ведущих инвесторов в энергетический сектор и химическую промышленность в Центральной и Восточной Европе. Его предприятия и компании осуществляют деятельность на Украине, в Австрии, Венгрии, Германии, Италии, на Кипре, в Таджикистане, Швейцарии, Эстонии.

Австрийский суд 14 марта постановил  выпустить  украинского предпринимателя Дмитрия Фирташа, который владеет контрольными пакетами акций двух крупных предприятий Таджикистана, под залог в 125 млн евро.


Дмитрий Фирташ - владелец международной холдинговой компании Group of Dmitry Firtash (Group DF), объединяющей активы в области химической промышленности, энергетики и недвижимости, один из совладельцев RosUkrEnergo. Украинская версия журнала Forbes оценила состояние Фирташа в $673 млн, поставив его на 14-е место в списке самых богатых людей Украины.

Эпилог

В 2006 году, когда «Таджиказот» сократил свое производство из-за перебоев в подаче природного газа из Узбекистана, корреспонденты «АП» выехали в Сарбанд, чтобы узнать обо всех проблемах предприятия. На «Таджиказоте» было тихо: топлива почти не было, и завод простаивал. Ежегодно в конце осени завод останавливался до марта месяца следующего года - в это время газ не подавался вообще. А в течение остальных 7 месяцев «Таджиказот» пытался свести концы с концами.

Узнав, что приехали журналисты, к нам пришли рабочие «Таджиказота», которых руководство завода вынужденно отправило в бессрочный отпуск. Почти все они были жителями близлежащих районов, и почти все с каким-то обожанием говорили о Фирташе, который, по их словам, поднял завод с нуля. Они говорили, что до 2001 года завод находился в глубоком кризисе и практически не работал, а потом появился Д.Фирташ и вложил в его восстановление $17 млн.

Руководство завода с удовольствием показывало нам чистенькую территорию завода, украшенную цветочными клумбами, модернизированные, но пустые цеха; хвастались стоматологическим кабинетом, оснащенным оборудованием, которого тогда и в столице практически не было, и водили по современной административной части завода, украшенной большими фотографиями, на которых Д.Фирташ вместе с Эмомали Рахмоном открывал завод после его реконструкции в 2004 году.

В общем, «Таджиказот» тогда сильно отличался от всех таджикских предприятий - и своим внешним видом, и своим устройством. Но он стоял. Генеральный директор «Таджиказота» Тоирхон Газиев говорил, что предприятие может выпускать 200–220 тысяч тонн карбамида в год, что обеспечит и внутренние запросы страны, и импорт продукции; что из-за простоя предприятия госбюджет ежегодно теряет почти 10 млн сомони, а население покупает импортные удобрения, которые намного дороже.

Тогда же интересы завода активно поддерживал и Зайд Саидов, занимавший кресло министра промышленности. В интервью «АП» он говорил, что «Таджиказот» - это показатель инвестиционной привлекательности страны, что Д.Фирташ – это серьезный игрок, за деятельностью которого следят другие инвесторы, и если у него в Таджикистане все получится, то это привлечет внимание остальных.

Еще руководство завода предлагало несколько вариантов решения проблемы отсутствия газа. Например, они предлагали заключить трехсторонний договор между «Росукрэнерго» (45% акций принадлежало Д.Фирташу), «Узтрансгазом» и ГУП «Таджикгаз». Согласно этому договору, «Росукрэнерго» должно было выступать в роли посредника между Узбекистаном и Таджикистаном. Они гарантировали, что если такой договор будет заключен, то завод будет получать свое топливо. Они намекали, что у Фирташа есть связи и опыт. Ведь когда в 2006 году Москва потребовала значительного повышения стоимости газа для Киева (до $230 за тысячу кубометров), предприниматель выступил негласным посредником в переговорах между официальными Киевом и Москвой. В итоге, путем сложных схем, Украина покупала российский газ у посредника – «Росукрэнерго» по $95. Кроме того, у «Росукрэнерго» также был эксклюзивный контракт на покупку дешевого топлива в Туркмении, Казахстане и Узбекистане, что тоже давало возможность существенно снизить цену газа для Украины.

Могло бы снизить и у нас.

Но эти предложения одобрения не получили, подготовленный нами материал проблемы завода тоже не решил, и в декабре 2008 года «Таджиказот» просто встал. Свою роль сыграли и перебои в поставках газа и электроэнергии, плюс Узбекистан значительно повысил цены на топливо. Почти 600 сотрудников предприятия уволили. Среди них были и высококлассные местные специалисты, которые сейчас благополучно работают в Москве.

Тогда люди, которые непосредственно общались с Д.Фирташем, говорили, что украинский бизнесмен серьезно жалел о том, что когда-то решил инвестировать в Таджикистан.