Уже неделю, как таджикский журналист Далер Шарифов находится под арестом. Генеральная прокуратура Таджикистана заявляет, что его арест не имеет ничего общего с его профессиональной деятельностью. Его коллеги и правозащитники отмечают, что именно с ней этот арест и связан.

 

Что случилось?

28 января отделение Госкомитета по национальной безопасности по району Шохмансур вызвало Далера Шарифова на беседу. Когда Далер не вернулся домой ночью, родные начали беспокоиться. На следующий день они начали его искать, обратились к коллегам. Выяснилось, что ночевал Далер в отделении ГКНБ по району Шохмансур. 29  января его перевели в здание республиканского ГКНБ. В этот же день «Центр по защите прав человека» предоставил Далеру адвоката – Абдурахмона Шарипова.

30 января суд Исмоила Сомони предъявил журналисту обвинение по статье 189, ч. 1 Уголовного кодекса РТ «Возбуждение национальной, расовой, местнической или религиозной вражды» и арестовал его на два месяца для проведения предварительного расследования.

Генеральная прокуратура 1 февраля распространила заявление, в котором указывается, что Далер Шарифов «в период 2013-2019 годы опубликовал более 200 статей и заметок экстремистского содержания, направленных на разжигание религиозной розни».

В сообщении пресс-центра Генпрокуратуры отмечается, в частности, что в июне 2019 года Шарифов незаконно опубликовал в подпольной типографии книгу тиражом 100 экземпляров.

«Согласно заключению религиозной экспертизы, трактат разработан в контексте движения «Ихвон-ул-муслимин» («Братья-мусульмане»), которое во многих странах мира признано террористическим, и направлено на склонение молодёжи к идеологии джихада, а также призывает их совершать террористические и экстремистские акты», - отмечается в заявлении.

3 февраля стало известно, что Госкомитет по национальной безопасности присвоил делу Далера Шарифова гриф «секретно».

 

Кто такой Далер Шарифов?

Далер Шарифов родился 1 января 1988 года в городе Вахдат. В 2006-2012 годах учился в Таджикском национальном университете. Еще в студенческие годы начал работу на государственном телеканале «Сафина». Был ведущим в передачах «Муошират» и «Катра аз бахр», в которых обсуждались актуальные молодёжные проблемы.

В 2012 году он выступил инициатором создания молодежного движения «Кадам ба кадам» («Шаг за шагом»), целью которого провозглашалось объединение молодежи всех регионов страны, противостояние местничеству и коррупции.

7 мая 2012 года Далера избили неизвестные. МВД взяло это дело под свой контроль, но были ли найдены виновные в нападении – неизвестно.

С 2013 по 2016 год журналист работал в информационном агентстве «Озодагон». Позже он сотрудничал с разными СМИ в качестве внештатного автора, а недавно с друзьями открыл книжный магазин в Душанбе.

 

Почему он пошел в ГКНБ?

Последнее приглашение Далера Шарифова «на беседу» в ГКНБ было далеко не первым за последние годы. После того, как он объявил о создании движения «Кадам ба кадам» в 2012 году, такие беседы с представителями правоохранительных органов, по его словам, стали обычным делом.

В 2012 году Далер был задержан сотрудниками ГКНБ в Кумсангирском районе в связи с тем, что он снимал на видео похороны (обряд джаноза) известного священнослужителя домулло Мухаммади Кумсангири.

«Ко мне подошли сотрудники Кумсангирского отделения ГКНБ и попросили пройти с ними «для беседы». Меня продержали более полутора часов, и даже не объяснили причину задержания», - рассказал Шарифов «Азия-Плюс», отметив, что кроме него на мероприятии присутствовало еще шесть видео-операторов, но задержали именно его.

В мае 2019 года в интервью Радио «Озоди» Далер рассказывал, что несколько раз правоохранительные органы вызывали его на неформальные беседы, которые, как ему говорили, проводятся в рамках «разъяснительных мероприятий». В прошлую субботу, 1 февраля, в беседе с Радио «Озоди» супруга Далера – Саида Курбонова также рассказала, что его постоянно приглашали в правоохранительные органы, проводили беседы и отпускали.

 

О чем писал Далер в 2013-1019 годы?

Далер известен своими авторскими колонками на сайте «Озодагон».

«Сегодня если кто-то скажет правду о проблемах общества и страны, о нем скажут: «Он с ума сошел, что вмешивается не в свои дела?!». А если кто-то наворовал на госдолжности много денег, о нем говорят: «Он умный, понимающий человек», - писал он в своем блоге «Кто сумасшедший, кто предатель, кто манкурт и видит все в черном свете?».

«Журналист, который решил молчать, больше не является журналистом, он должен изменить свою профессию, и искать другую работу», - писал он в другом материале. – «Журналист не молчит, он не может молчать!».

 

О чем его книга, про которую говорит Генеральная прокуратура?

Она называется «Пророк Мухаммад и терроризм», объем – 37 страниц текста, предисловие и список литературы.

По словам друзей журналиста, брошюра была распечатана на обычном принтере тиражом 99 экземпляров. Около 20 брошюр он раздал друзьям, оставшиеся были конфискованы сотрудниками ГКНБ. Они отмечают, что Далер хотел получить отзывы от друзей, доработать книжку и потом обратиться в Комитет по делам религии для получения их экспертизы.

В Комитете по делам религии «АП» подтвердили, что занимались экспертизой книги Д. Шарифова, при этом отметили, что прокомментируют ее результаты во время пресс-конференции, которая состоится в среду, 5 февраля.

Корреспонденту «Азия-Плюс» удалось ознакомиться с содержанием брошюры. В ней автор рассказывает об исламе через призму жизни пророка Мухаммада, приводит цитаты из Корана и духовных деятелей, которые говорят, что терроризм не имеет ничего общего с исламом.

Также автор отмечает, что некоторые ученые и представители интеллигенции Таджикистана, такие как Олим Гафуров, Абдурахмон Бобоев, Бозор Собир попали под влияние своих западных коллег и высказывали в своих статьях мнения, принижающие значение ислама.

В заключение автор дает 10 советов читателям, как следует относиться к вопросам терроризма и экстремизма. В частности, Д. Шарифов предлагает журналистам, ученым и представителям интеллигенции не использовать словосочетания «исламский терроризм», «исламский экстремизм», «исламский радикализм».

Автор отмечает, что среди пользователей социальных сетей много последователей ислама, которых могут оскорбить такие термины. Он также советует последователям ислама в социальных сетях не реагировать остро на такие заявления, а наоборот, отвечать авторам этих слов конкретными фактами, которые демонстрируют, что ислам сам направлен против терроризма, экстремизма и радикализма.

Д. Шарифов также предлагает таджикским властям защищать права верующих в стране согласно Конституции и не позволять отдельным группам оскорблять верующих. В противном случае, отмечает он, последователи ислама могут посчитать, что государство поддерживает тех, кто оскорбляет их религию. В целом, автор брошюры призывает к взаимоуважению, диалогу в рамках цивилизованных норм общения.

 

Кто такой Юсуф аль-Кардави?

В социальных сетях некоторые пользователи отмечают, что в своей брошюре Д. Шарифов цитирует Юсуфа аль-Кардави, который, якобы, является духовным лидером «Братьев-мусульман» (движение запрещено в Таджикистане в 2006 году).

По данным СМИ, Юсуф Кардави, действительно, является противоречивой фигурой в мире ислама. С одной стороны, он считается одним из самых авторитетных исламских богословов современного мира, автором 120 книг по теологии, получившим за свои труды 8 международных премий.

С другой стороны, он долгое время считался духовным лидером «Братьев-мусльман», несмотря на отказ от поста лидера этого движения.

Зимой с нами теплее в  TelegramFacebookInstagramViberЯндекс.Дзен и OK.

Свои вопросы, сообщения, видео и фото присылайте на ViberTelegramWhatsappImo по номеру +992 93 792 42 45.