Житель Турсунзаде Хасан Едгоров в 2017 году полгода отсидел в следственном изоляторе по обвинению в убийстве и вышел на свободу после того, как был пойман настоящий убийца. Хасан - инвалид с малых лет, у него протез на левой ноге, из-за чего молодой человек немного прихрамывает. Он подписал признательные показания, не выдержав изощренных пыток в отделе милиции. Суд над виновными в пытках сотрудниками милиции продолжается по сей день.
Коалиция гражданского общества против пыток и безнаказанности в Таджикистане намерена опубликовать десять новых историй за последние пять лет, по которым она работала.
Адвокатам удалось где-то приостановить дело и буквально вытащить невиновного человека из-под стражи, где-то удалось привлечь к ответственности виновных в применении пыток сотрудников правоохранительных органов. Но есть и такие дела, по которым годами невозможно продвинуться ни на шаг.
Автор книги "Сломанные судьбы, отнятые жизни", журналист Наргис Хамрабаева и фотограф Нозим Каландаров ездили по регионам, встречались с жертвами пыток и их родственниками, записывали их воспоминания, разделяли их переживания, боль и надежду.
И это первая история.
Плач под мостом
- Только не подключайте меня опять к току! Нет, нет, нет!! Я этого не вынесу!
Смуглое лицо мужчины казалось бледным как стена, на лбу выступили капельки пота, которые, слившись друг с другом, стекали к уху и шее, губы нервно подрагивали.
В комнату вбежала Шарофат, худощавая женщина средних лет. Из-под платка выбивалась прядь рыжих волос с проседью, от которых ее темные от природы глаза казались светло-карими. Эти глаза, глубоко посаженные, излучали добро. Пожалуй, это была самая выразительная часть ее лица, испещренного морщинами.
- Сынок, тебе опять приснился кошмар… Я здесь. Я рядом. Не бойся. Это был сон. Открой глаза, сынок.
Шарофат схватила сына за руку, вытерла рукавом ситцевого платья пот с его лба.
- Мама, опять этот сон! Опять!
- Все, все, успокойся, сынок. Я здесь, с тобой. Никто тебе больше не причинит зла.
Хасан приподнялся на кровати, опустил сначала правую ногу на пол, за ней следом осторожно поставил левую, железную.
- Хасанчон, я принесу тебе попить. Я быстро.
Мужчина схватился обеими руками за голову и закрыл глаза. В комнате застыла тишина, которую нарушало лязганье посудой на кухне.
В который раз он прокручивал в голове события четырехлетней давности, после которых его жизнь превратилась в кромешный ад.
…В ночь с 6 на 7 ноября 2017 года в городе Турсунзаде убили официанта. Расправились с ним жестоко с помощью ножа, и унесли с собой его мобильный телефон и золотой браслет. 7 ноября домой к Хасану, а тогда он жил в Турсунзаде, ворвались 10 человек в гражданском, и не представившись, скрутили ему руки, пригнули голову и увезли с собой. Все это происходило на глазах напуганной жены и двух малолетних детей.
- С тех пор я не видела сына. Это уже потом я узнала, что в отделе милиции на второй день ему «влепили» административный арест на 10 суток за якобы оказанное сопротивление сотрудникам правоохранительных органов, и все это время к нему применяли пытки и вынудили признаться в том, чего он не совершал, - рассказывает Шарофат Нарзыкулова, мама Хасана.
Хасану тяжело даются воспоминания о пытках, он начинает нервничать, заикаться.
- В первый же день меня заставили лечь животом на пол, сотрудник милиции положил свою ногу мне на спину между лопатками и, схватив меня за затылок, несколько раз ударил головой об пол. Заставлял признаться, но я не хотел сознаваться в том, чего не делал.
Ночью на Хасана надели наручники и подвесили его, чтобы он все время стоял с поднятыми руками, и так продержали его до утра.
На второй день Хасана повезли в суд и на основании вымышленного протокола о якобы оказанном им сопротивлении сотрудникам правоохранительных органов судья С. Раджабзода вынес постановление об административном аресте Ёдгорова сроком на десять суток. Его слова о том, что его пытали, судья проигнорировал.
Молодого человека периодически забирали из ИВС в служебные кабинеты, угрожали, продолжали бить, требовали признаться в убийстве, но он молчал.
Тогда «стражи порядка» решили действовать другим путем – вызвали в отдел милиции Тоджинисо, супругу Хасана, для дачи объяснительной. Правда, «правильной» объяснительной. Сотрудник милиции потребовал от женщины, чтобы та указала, что Хасана в день убийства не было дома, на что она сказала, что супруг никуда не отлучался. Тогда сотрудник ударил её по голове здоровенным журналом и стал угрожать, что изнасилует ее, отправит за решетку, а дети будут расти в детском доме. Но женщина выдержала все эти издевательства и не стала клеветать на мужа.
Тогда же привели в отдел семилетнюю дочку Хасана и допрашивали ее без присутствия матери или психолога. После этого ребенок стал писаться во сне.
На четвертый день следователь прокуратуры г. Турсунзаде Шернаев Р. и еще трое сотрудников милиции зашли в дом Ёдгоровых без предъявления каких-либо документов о проведении обыска и начали ходить по комнатам и искать какие-то вещи. Мама Хасана сказала, что пожалуется по телефону горячей линии в генеральную прокуратуру на несанкционированный обыск, после чего те ушли.
- Тогда решено было подключить меня к электрическому току. Поначалу я выдержал заряд тока, хотя пытали минут 35, и каждая минута длилась как год. Это жутко, ощущение, что тебе кости ломают, а вены вот-вот лопнут.
По словам Хасана, милиционеры при этом пытались сымитировать, что его пытают в органах безопасности: сажали его в машину, надевали ему на голову мешок, говорили, что якобы везут его в ГКНБ, а сами наматывали круги по городу, возвращались в свой отдел милиции и там пытали.
Срок административного ареста Ёдгорова заканчивался. Вечером его посадили в конвойную машину и повезли в Душанбе. На одном из столичных проспектов под мостом ему на голову надели мешок и повезли в какое-то здание. Завели, уложили на пол животом, обмотали мизинцы обеих рук и ног проводами и включили электрический заряд. На этот раз пытали дольше, подключали ток и к гениталиям.
- Это продолжалось несколько часов. Мне казалось, я умру. Я задыхался, терял сознание, они меня били по лицу, приводили в чувство и пытки продолжались. Я больше не выдержал…
Так на столе у «оборотней в погонах» появилось признательное показание, дело можно было закрыть. В Турсунзаде сразу же выехала съемочная группа пресс-центра МВД, и сняла сюжет о раскрытом по «горячим» следам убийстве. В кадре был Хасан, который повторял перед камерой заученные ночью фразы. Он рассказал, как «убивал», а потом «ограбил» жертву.
Его отправили в СИЗО, а впереди предстоял суд и предположительно несколько лет заключения, но вскоре задержали настоящего убийцу официанта.
15 мая 2018 года дело в отношении Хасана Едгорова было прекращено и его выпустили на свободу. Молодой человек был несказанно рад, не мог надышаться свежим воздухом, не мог нарадоваться встрече с семьей, но внутри его съедала боль. Кто ответит за то, что более шести месяцев он, невинный человек, провел под стражей? Кто ответит за поруганную репутацию, когда его заставили оболгать себя и на всю страну выставили в телесюжете убийцей? Кто ответит за мучения, издевательства и пытки? Кто ответит за пошатнувшееся здоровье, искривленную от ударов селезенку?
На следующий же день, 16 мая, он пошел в прокуратуру с заявлением о привлечении к ответственности троих сотрудников ОМВД Турсунзаде, применивших к нему пытки – Шерали Азизова, Эраджа Наимова и Саъди Давлатмуродзода (судебно-медицинская и психологическая экспертизы подтвердили факт применения пыток к Хасану).
В октябре 2018 года в их отношении были возбуждены уголовные дела, в том числе по статье «Пытки», милиционеров задержали, и по сей день они находятся в СИЗО. В июне 2019 года дело после расследования было передано в Верховный суд. Точка в этом деле пока так и не поставлена....
- Мама, поехали, я покажу тебе что-то, - попросил Хасан на второй день после освобождения, на обратном пути из прокуратуры домой.
Они приехали на один из столичных проспектов и спустились под мост.
- Вот сюда меня привезли, надели мешок на голову и потом отправили пытать током. Тогда я не выдержал и оболгал себя.
Взрослый мужчина не сдержал слез, мать обняла его и оба безудержно зарыдали. Мимо проезжали машины, какой-то водитель остановился и спросил, чем может помочь, но мать и сын не могли выдавить ни слова... Они стояли, обнявшись, и плакали.
Читайте нас в Telegram, Facebook, Instagram, Viber, Яндекс.Дзен, OK и ВК.
Свои вопросы, сообщения, видео и фото присылайте на Viber, Telegram, Whatsapp, Imo по номеру +992 93 792 42 45.