Представители ОБСЕ не приедут наблюдать за парламентскими выборами в Таджикистане. Что это значит для избирательного процесса?
Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в своем заявлении сообщило, что из-за «отсутствия гарантий со стороны властей Таджикистана в отношении регистрации или аккредитации наблюдателей» оно не направит своих наблюдателей для оценки парламентских выборов в Таджикистане, назначенных на 2 марта 2025 года.
Центральная комиссия по выборам и референдумам Таджикистана (ЦИК) отказалась комментировать это заявление ОБСЕ, МИД заявляет, что они сами нарушили процедуру, а эксперты считают, что присутствие или отсутствие наблюдателей от этой организации на выборах не повлияет на избирательный процесс.
«Гарантий не предоставили»
БДИПЧ ОБСЕ планировало направить в Таджикистан 20 долгосрочных и 150 краткосрочных наблюдателей для мониторинга прозрачности парламентских выборов, но теперь отказалось от этого.
Долгосрочные наблюдатели – это те, кто прибывает в страну задолго до выборов и следит за всеми этапами подготовки, предвыборным процессом, голосованием и подсчетом голосов.
Краткосрочные наблюдатели присутствуют только в дни, непосредственно предшествующие выборам, или в день голосования, контролируя процесс на избирательных участках.
Обе группы играют важную роль в обеспечении прозрачности и законности выборов.
«Мы искренне сожалеем, что наблюдение за предстоящими парламентскими выборами в Таджикистане теперь невозможно. Отсутствие официальных гарантий для работы наших наблюдателей за месяц до дня выборов вынудило нас отказаться от мониторинга», – заявила Мария Телалян, глава Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ 4 февраля.
ЦИК Таджикистана также отказался комментировать это заявление представителя ОБСЕ.
«Мы не закрывали перед ними двери»
Министр иностранных дел Таджикистана Сироджиддин Муҳриддин вчера, 11 февраля на пресс-конференции разъяснил ситуацию.
Он сказал, что БДИПЧ ОБСЕ дважды предлагал сроки для регистрации наблюдателей: сначала до 31 января, а затем до 3 февраля. Они ожидали, что Таджикистан зарегистрирует их миссию в эти сроки.
«Центральная комиссия по выборам и референдумам имеет свой порядок и правила. В те сроки, которые они запрашивали для регистрации наблюдателей, руководство нашей комиссии находилось на выборах в Беларуси и других странах. Поэтому мы не смогли зарегистрировать их 31 января и 3 февраля», – пояснил министр.
![](https://asiaplustj.info/sites/default/files/articles/345686/photo_2025-02-11_10-10-45.jpg)
Муҳриддин отметил, что после этого представители БДИПЧ ОБСЕ довели этот вопрос «в негативном свете» до всех членов организации на Постоянном совете ОБСЕ в Вене.
«В этом вопросе у Таджикистана нет никакой вины. Это они нарушили процедуру и ушли. Несмотря на это, двери для всех структур ОБСЕ остаются открытыми, и мы готовы к сотрудничеству. Мы не закрывали перед ними двери», – подчеркнул глава МИД.
Присутствие или отсутствие наблюдателей ОБСЕ ничего не меняет?
Таджикские эксперты, указывая на слабую роль наблюдателей ОБСЕ в избирательном процессе, считают, что их участие или неучастие не оказывает влияния на ход выборов.
Профессор Ибрагим Усмонов, бывший депутат парламента, говорит:
«Лучше было бы, если бы наблюдатели ОБСЕ приехали и следили за выборами, но их отсутствие не повлияет на сам процесс – выборы все равно состоятся».
«Выборы – это внутреннее дело каждой страны, а международные организации хотят понять, способна ли эта страна проводить выборы самостоятельно или нет. Исходя из своих наблюдений, они делают выводы и дают рекомендации по улучшению ситуации», – отметил Усмонов.
Сайфулло Сафаров, глава Ассоциации политологов Таджикистана и бывший первый заместитель директора Центра стратегических исследований, также заявил: «Наличие или отсутствие наблюдателей ОБСЕ на выборах в Таджикистане не оказывает никакого влияния».
«Даже если они будут, то просто наблюдают и не вмешиваются в избирательный процесс. Только мы сами можем провести выборы прозрачно или нет», – подчеркнул Сафаров.
Он также отметил, что «нет необходимости, чтобы парламентские выборы в Таджикистане контролировались какой-либо международной организацией, поскольку в стране есть оппозиционные политические партии, которые могут следить за процессом выборов».
Опыт наблюдения и рекомендации
Наблюдателей ОБСЕ для мониторинга парламентских и президентских выборов правительство Таджикистана приглашает с 1995 года.
За 30 лет эта организация наблюдала за восемью избирательными кампаниями в стране.
Наблюдатели ОБСЕ пришли к выводу, что выборы в Таджикистане не соответствовали международным стандартам и не проводились демократично и прозрачно. Власти республики всегда отвергали эти оценки.
Организация представила свои рекомендации правительству Таджикистана для улучшения ситуации, но в одном из своих отчетов подчеркнула, что ни одно из предложений не было учтено.
Из заключительного отчёта БДИПЧ по президентским выборам 11 октября 2020 года:
Рекомендовалось создать равные условия для всех кандидатов, включая равный доступ к средствам массовой информации и исключение привилегий для действующего президента.
Была подчеркнута необходимость повышения прозрачности на всех этапах избирательного процесса, включая работу избирательных комиссий, регистрацию избирателей и подсчёт голосов.
Рекомендовалось обеспечить независимость СМИ и их свободу в освещении избирательной кампании, а также устранить цензуру и давление на журналистов.
Была указана необходимость создания эффективных механизмов для рассмотрения жалоб и обращений, связанных с избирательным процессом, чтобы обеспечить справедливость и подотчётность.
Кандидаты и партии
Парламентские выборы в Таджикистане проводятся раз в пять лет. Очередные выборы назначены на 2 марта 2025 года.
ЦИК зарегистрировал 68 кандидатов от 6 политических партий страны.
С этой недели начнется предвыборная агитация.
В нижнюю палату парламента избираются 63 депутата: 41 – от одномандатных избирательных округов и 22 - по спискам политических партий по единому общереспубликанскому избирательному округу.
ЦИК зарегистрировал кандидатов от партий по республиканскому округу в следующем соотношении:
![](https://asiaplustj.info/sites/default/files/articles/345686/Artboard%201300.png)
В ЦИК сообщили, что всего было представлено 70 кандидатов. Однако двое из пяти, выдвинутых на съезде кандидатов от Демократической партии Таджикистана, сняли свои кандидатуры: один из кандидатов был снят из-за назначения главой Нурабадского района, а второй снял свою кандидатуру по общереспубликанскому округу и был выдвинут от одномандатного округа Согдийской области.
Сейчас неизвестно, сколько кандидатов от одномандатных округов было предложено политическими партиями для участия в выборах и сколько из них зарегистрировано – в Центризбиркоме не предоставили такой информации.
В настоящее время большая часть из 63 мест в парламенте принадлежит правящей партии – Народно-демократической партии Таджикистана (НДП).
Аграрная партия имеет 7 представителей, а Партия экономических реформ – 5 представителей. Коммунистическая партия имеет двух депутатов, а Социалистическая и Демократическая партии имеют по одному месту.
Единственным представителем Демпартии был ее председатель Саиджафар Усмонзода, который летом прошлого года был арестован по обвинению в «попытке государственного переворота» и 5 февраля текущего года приговорен к 27 годам лишения свободы.
СДПТ, ранее считавшаяся оппозиционной партией, никогда не имела представительства в парламенте.
Все эти партии, открыто или скрыто, поддерживают власть; независимые эксперты утверждают, что они не оказывают значительного влияния на политическую ситуацию в стране.
Этой зимой читайте нас в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК