Очередные конфликты на границе Таджикистана и Кыргызстана, уже после встречи лидеров двух государств, показали, что в вопросе пора ставить жирную точку. Как это возможно сделать мы попросили прокомментировать экспертов двух стран.

За один день, 24 августа, на границе Таджикистана и Кыргызстана возникло сразу два конфликта. 

Государственная погранслужба Кыргызстана в этот раз не стала комментировать инциденты.

Погранслужба Таджикистана заявила, что представители правоохранительных органов, в том числе пограничники КР, а также должностные лица Баткенской области, систематически умышленно нарушают договоренности и этим вызывают недовольство не только таджикских, но и жителей приграничных населенных пунктов кыргызской стороны.

«Уже не складывается мнение, а факты неопровержимо свидетельствуют о том, что кыргызская сторона не хочет решать данный вопрос путём переговоров и взаимопонимания, как подобает добрым соседям, а стремится оказывать на Таджикистан силовое давление. Но это путь в никуда», - говорилось в распространённом сообщении пресс-центра.

В погранслужбе отметили, что согласно принятым двухсторонним соглашениям двух государств, до завершения демаркации и делимитации границы запрещены все виды строительных работ на спорных участках.

 

Консенсус  всё ещё отсутствует?

О том, что конфликты на границе Таджикистана и Кыргызстана возникают из-за воды, земли, дороги, пастбищ, бытовых вопросов знают все. Но почему, несмотря на встречи на высшем уровне и договорённости, не получается предотвращать конфликты хотя бы на время?

Архивное фото
Фото Радио Азаттык

По мнению главы комитета таджикского парламента по обороне и безопасности, генерал-майора, доктора юридических наук Джурахона Маджидзода - «Чувство безнаказанности у граждан на границе порождает бездействие властей».

- Если бы и Таджикистан, и Кыргызстан ранее своевременно привлекли бы к ответственности зачинщиков беспорядка на границе, сегодня там было бы намного спокойнее, - говорит Маджидзода.

Шокирджон Хакимов, таджикский эксперт, доктор юридических наук говорит, что причина продолжения конфликтов после встречи глав государств говорит об отсутствии директивы в Кыргызстане.

- После встречи на высшем уровне, мы стали очевидцами неадекватного отношения с противоположной стороны. Данный факт свидетельствует о том, что отсутствует консенсус и понимание проблемы между политическим руководством Кыргызстана и некоторыми должностными лицами разного уровня, а также отдельными гражданскими формированиями, преследующими альтернативные цели, - отмечает он.

По его мнению, в цивилизованном государстве за нарушение единства власти, игнорирование директивных указаний и воинских приказов, безусловно, освобождают от занимаемых должностей госчиновников, а в отношении военнослужащих применяются соответствующие меры, предусмотренные в локальных нормативно - правовых актах.

- Следовательно, либо отсутствует политическая воля, либо корпоративные интересы отдельных групп имеют приоритет. Разумеется, подход к регулированию вопроса суверенное право каждого государства, однако если искусственно не замечать последствия такого рода конфликтов это может привести к возникновению более серьёзных и масштабных проблем, - отмечает Хакимов.

Эрмек Байсалов, аналитик, редактор портала cabar.asia из Кыргызстана уверен, что встреча лидеров двух государств на граничном перекрёстке хороший знак,  но не может решить мгновенно многолетние споры. 

- На этой встрече стороны показали определенную готовность к решению приграничных вопросов. Лидеры стран впервые встретились на приграничной территории между селами Ак-Сай и Ворух. Это помогло снизить накал напряжения после насильственного конфликта, который произошел буквально накануне их встречи. Однако одна демонстративная встреча президентов не сможет решить мгновенно многолетние территориальные споры. Предстоит большая, кропотливая работа, - говорит Байсалов. 

 

Что нужно сделать в первую очередь?

Негматулло Мирсаидов, журналист и эксперт по приграничным вопросам, уверен, что в первую очередь нужно решить вопрос прямой дороги до Воруха.

- Почти 35 тысяч жителей отрезаны от Таджикистана и находятся под постоянным давлением. Без этого нельзя решить другие приграничные вопросы. Надо чётко определить линию госграницы, чтобы жители знали, где их территория.

Архивное фото
Фото Радио Азаттык

По мнению политолога из Бишкека, госграницу нужно отмерять по метрам и даже сантиметрам.

- На данный момент реалистичных подходов к решению спорных вопросов по линии границы почти нет. Оставляя все как есть, постараться просто по метрам и сантиметрам согласовать и прочертить линию раздела, если даже такое мыслимо – значит, оставить множество спорных вопросов по воде, дорогам, пастбищам и другим нуждам, которые обязательно продолжат возникать, - отметил Эмиль Джураев, политолог из Кыргызстана на сайте cabar.asia.

А вот по мнению таджикского политолога Абдугани Мамадазимова, определением госграницы конфликты не решить, так как для этого есть и другие факторы. 

- Линия прохождения границы на этом участке тесно переплетена с водостоком и существующими и планируемыми маршрутами автодорог. Здесь нет простого решения одной земельной проблемы, а требуется решение сразу трёх вопросов - граница, автодорога и водосток одновременно, - отмечает он.

По его мнению, стороны должны уступить и компенсировать друг другу земельные участки для автодороги или для землепользования.

 

Эти вопросы нельзя решать разом и махом

Эрмек Байсалов, аналитик из Кыргызстана думает, что обмен территориями может вызвать недовольство граждан. 

- Вариант обмена территориями и населением подходит для случая с небольшими спорными участками и малочисленным населением. Большие приграничные анклавы можно соединить специальным коридором до границ «большой земли» в обмен на другие территории, говорит он. - Однако это еще более сложный вопрос, который может привести к большому недовольству и политическим потрясением. В истории Кыргызстана были случаи, когда отданные соседям спорные территории, спровоцировали волну митингов и расшатывали действующий режим.

По его словам, сложность заключается в том, что спорные участки могут проходить по важным сельскохозяйственным угодьям и водным ресурсам. А также процесс усугубляется регулярными конфликтами, в ходе которых растёт враждебность и бескомпромиссность из-за жертв.

 

Нужно ли привлекать третью сторону?

Хакимов убеждён, что страны ЦА и международные организации могут помочь Таджикистану и Кыргызстаны.

- ООН, ОБСЕ, ОИК, СНГ и, несомненно, страны Центрально-Азиатского региона могут оказать содействие в решении данного локально конфликта. По поводу несоблюдения договорённостей Таджикистан может обращаться в ООН и в её специализированные учреждения. Так как обе страны признают основополагающие принципы этой организации, как полноправные субъекты международных отношений, - отмечает Шокирджон Хакимов. 

А вот кыргызский аналитик Эрмек Байсалов считает, что итоги работы трёхстороннего формата могут не понравиться одной из сторон, что может усложнить ситуацию. 

- К тому же определение госграниц - это личное дело двух стран и, к нашему счастью, между Кыргызстаном и Таджикистаном нет больших разногласий и конфликтов, чтобы была необходимость в привлечении кого-то ещё, - полагает аналитик. 

Читайте нас по адресам news.tj или asiaplustj.info через браузер Opera (необходимо включить VPN), оставайтесь с нами в TelegramFacebookInstagram, Viber, Яндекс.ДзенOK и Google Новостях.