Из-за отсутствия интернета жители ГБАО сталкиваются с трудностями, но никто им не объясняет причину, почему почти полмесяца целая область отключена от внешнего мира.

Уже 13 дней, после события 25-26 ноября в Хороге, жители Гороно-Бадахшанской автономной области остаются без связи - лишены интернета. Спустя четыре дня протестующие и власти договорились, одним из пунктов соглашения было восстановление интернет-связи.

С 1 декабря связь частично была восстановлена, но доступ к интернету до сегодняшнего дня есть только в банках и некоторых госструктурах. Мы попытались узнать, почему, кто и как блокирует интернет в ГБАО.

 

За интернетом - в Душанбе

Жители Бадахшана и уроженцы области в разных точках мира в связи с отсутствием интернета готовят обращения в Союз потребителей Таджикистана на имя главы МИД и Министерства науки и образования Российской Федерации и намерены обращаться в международные организации, чтобы защитить свои права и вернуть интернет в область.

Дело в том, что из-за отсутствия связи абитуриентам российских вузов придётся проехать 600 км – в Душанбе, чтобы сдать документы для поступления.

«Дети, изъявившие желание поступить в российские вузы по направлению Россотрудничества, оказались заложниками ситуации и лишились возможностей подать документы дистанционным путем. Многие из родителей не в состоянии проехать 1200 км от административного центра ГБАО - города Хорога до Душанбе и обратно с детьми по финансовым и другим причинам», - говорится в обращении жителей и уроженцев.

В обращении также отмечается, что отключение интернета парализовало функционирование не только дистанционного обучения, но и государственных, коммерческих и международных структур в регионе. Кроме того, десятки тысяч родственников жителей области за рубежом все эти дни не имеют связи со своими близкими, и тревожатся за их состояние и благополучие.

РИА Новости
В прошлом году студент из омской деревни пожаловался губернатору на отсутствие интернета. Он записал обращение с березы — только там ловит 3G. В Таджикистане студенты целой области вынуждены ехать за 600 километров, чтобы попытаться поступить в вуз.

 

Операторы отмалчиваются

Таджикские власти молчат о причинах отключения интернета в области, и когда он будет восстановлен. Ещё на прошлой неделе мы попытались взять комментарии Службы связи, но у нас не получилось: заместитель службы несколько дней обещал ответить, но в результате пропал, а главу – Бега Сабура мы застали за продажей квартир прямо в государственном офисе (подтверждением тому, кстати, есть и видео). Из-за того, что потенциальных покупателей собралось много, пробиться к нему не было возможности.

В хукумате области тоже не отвечают на запросы «Азия-Плюс» о ситуации в регионе и отсутствии интернета.

Мобильные операторы вовсе не хотят комментировать ситуацию. Они лишь коротко отвечают: «Не от нас зависит», «Мы не комментируем данную ситуацию. По заданным вопросам просим обратиться в соответствующие контролирующие органы», «Решение этой ситуации не в нашей компетенции».

Источник в одной из компаний связи сообщил, что власти сами могут отключать интернет в любом регионе без помощи мобильных операторов.

«Почему создали ЕКЦ? Весь интернет Таджикистана управляется через этот центр и власти могут при его помощи отключать интернет или связь в любом регионе, мимо операторов. А раньше они «просили» об этом операторов», - говорит наш источник.

Анонимный эксперт, хорошо знакомый с системой ЕКЦ и связи в Таджикистане, говорит, что ряд возможностей по ограничению связи и интернета есть только у силовых структур.

 

А насколько это законно?

В соответствии с внесенными изменениями в закон Таджикистана «О правовом режиме чрезвычайного положения» от 2015 года, соответствующие органы могут отключать или требовать от мобильных компаний отключить все виды телефонной связи.

Во время чрезвычайных ситуаций «с целью обеспечения безопасности, в том числе, информационной», правительство может указать ограничить доступ к Интернету или блокировать некоторые сайты.

Причем, во время спецопераций связь можно отключить не только на территории военных действий, но. в целом, на всей территории страны.

Однако в нынешнем случае ни о каком режиме чрезвычайного положения речи не идет.

Получается, эти действия незаконны.

 

Кризис в Хороге продолжается?

Таджикский политолог Парвиз Муллоджанов говорит, что ему сложно понять логику отключения.

«Мне кажется, что в правительстве еще просто не выработали единой позиции по выходу из кризиса. Возможно, есть несколько групп, которые лоббируют разные подходы», - сказал "Азия-Плюс" политолог.

По его словам, «если власти хотят как можно скорее стабилизировать обстановку и успокоить людей, то необходимо, в первую очередь, возвратить в жизнь первостепенные атрибуты стабильности: хорошая связь, отсутствие вооруженных людей на улицах, открытые рынки и магазины, рестораны и так далее. Это не значит потеря контроля над ситуацией - есть милиция, есть мобильные группы и прочее», - добавил Муллоджанов.

Вопреки предположениям некоторых экспертов о том, что власти боятся публикации огромного количества видео и фото записи, снятых в дни проведения митинга, политолог говорит, что это не имеет смысла.

«Потому что эти же диски и видеоматериалы могут без проблем передаваться другими путями. Хотя бы из рук в руки. Люди же продолжают выезжать из области по своим делам. Что помешает им переслать таким образом все эти материалы и фото?», - задаётся вопросом он. 

Читайте нас в  TelegramFacebookInstagramЯндекс.ДзенOK и ВК.

Свои вопросы, сообщения, видео и фото для Asia-Plus присылайте на TelegramWhatsappImo по номеру +992 93 792 42 45.