С приходом талибов к власти в Афганистане, с той стороны реки не первый раз звучат угрозы в адрес Таджикистана, который якобы они могут завоевать «в течение одной недели».
Почему звучат эти угрозы и чем Таджикистан так досаждает новому режиму?
Авторы этих угроз говорят, что Таджикистан вмешивается во внутренние дела Афганистана.
Впервые угроза – завоевать в случае чего - была озвучена зампредом афганского правительства Абдул Салам Ханафи в эфире телеканала «Аль-Джазира».
«Мы хотим, чтобы Таджикистан не вмешивался в наши внутренние дела. Мы хотим иметь с ним хорошие отношения, но вмешательство одной страны во внутренние дела своего соседа не может служить чьим-либо интересам… На каждое действие будет найдено противодействие», - заявил он в сентябре прошлого года.
Одновременно с этим появилась информация о том, что талибы направили в провинцию Тахар у таджикской границы тысячу спецназовцев.
В мае этого года на YouTube-канале BARYA TV было опубликовано видео бывшего премьер-министра Афганистана и основателя Исламской партии Афганистана Гулбиддина Хикматияра, который также обвинил Таджикистан во вмешательстве во внутренние дела Афганистана, что «означает объявление войны Афганистану».
«В их распоряжении базы, где их обучают и вооружают. К сожалению, Душанбе с определённой долей наглости заявляет, что поддерживает их (силы сопротивления – прим. ред.) и хочет, чтобы они получили не менее 40% мест в правительстве. Безусловно, это означает объявление войны Афганистану… Если это произойдет, какова будет судьба слабого и маленького Таджикистана, если 2 или 3 тысячи человек (вооруженная таджикская оппозиция, - прим. ред.) получат убежище у нас? Это создаст для Душанбе определённые проблемы. Почему вы выбрали путь вражды? Вы не получите никакой выгоды от дружбы с Америкой, надеюсь, вы выберете правильный путь», - заявил Хикматияр.
Политик также отметил, что для вторжения в «маленький Таджикистан достаточно будет 1000 человек».
Он не первый раз винит Таджикистан во вмешательстве во внутриафганские вопросы. Впервые он озвучил претензию в конце августа прошлого года, рекомендовав Таджикистану разобраться со своими проблемами и не диктовать Афганистану, каким должно быть его правительство.
Хикматияр хоть и не представлен в новом афганском правительстве, является сторонником режима и, по мнению экспертов, он может иногда озвучивать позицию талибов.
Последняя угроза прозвучала от заместителя командира 217-го армейского корпуса талибов «Омари» муллы Джан Мохаммад Хамза (мулла Джан) в Тахоре в конце июля, о чем сообщила местная газета «Хаште субх».
«Замкомандующего корпусом талибов предупредил Душанбе, что "если Таджикистан не прекратит вмешиваться во внутренние дела Афганистана, а Россия не будет стоять за спиной Таджикистана, то талибы захватят эту страну в течение недели”», - цитирует своего источника газета.
Кстати, новости о мобилизации талибских войск и других экстремистских формирований недалеко от таджикской границы не раз появлялись в информационном пространстве, что так же можно рассматривать, как угрозу со стороны нынешнего режима Афганистана, хотя официально руководство талибов говорит о том, что Афганистан не станет плацдармом для нападения различных групп на соседние страны.
Чем не угодил Таджикистан?
Несмотря на то, что Таджикистан, как и другие страны мира, говорит о том, что признает лишь инклюзивное правительство в Афганистане и в случае соблюдения прав нацменьшинств, женщин и девочек, есть некое отличие между его отношением к новым афганским властям и отношением соседей.
Остальные соседи тоже еще не признали новый режим Афганистана, но в рамках своей «прагматичной» политики относятся к талибам более благосклонно – к ним ездят в гости и приглашают их к себе.
Таджикистан же реверансов в сторону талибов не делает, но и отношения с ним не рвет. Между странами продолжается торговое сотрудничество, в частности, Таджикистан продолжает поставлять электроэнергию в эту страну, несмотря на то, что соседи уже прилично нам за это задолжали.
Да и свою позицию в отношении режима талибов Таджикистан выражает исключительно в дипломатической форме - однажды Душанбе даже был готов стать посредником в переговорах между талибами и силами сопротивления во главе с Ахмадом Масудом. Однако эти переговоры не состоялись, хотя еще недавно разговоры такие снова появлялись. К тому же несмотря на разговоры о том, что в Душанбе будет создан офис Фронта национального сопротивления Афганистана (ФСНА), он так и не был открыт, хотя, если исходить из логики «вмешательства», Таджикистан мог бы сделать это демонстративно.
Получается, что повода для таких обвинений у афганских властей нет?
По словам экспертов, на самом деле, повод для недовольства у талибов все же есть, потому что Таджикистан сегодня стал тылом для сил сопротивления во главе с Масудом-младшим. По их словам, возможно в вопросах военного участия (о чем говорит Хикматияр) Таджикистан и не участвует, но во всем остальном он оказывает посильную поддержку Масуду и его сторонникам.
«Таджикистан обеспечивает им тыловую поддержку, возможно и финансовую, и лоббирует их интересы; обеспечивает их продуктами, медикаментами, принимает их вертолеты. Талибы понимают, что если лишить сопротивление этой поддержки, то оно и неделю не продержится», - считает политолог Амири Замон.
О том, что Таджикистан помогает ФСНА недавно писал и российский эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов. В частности, в своем материале о конференции в Ташкенте по афганскому вопросу, эксперт отмечал:
«Душанбе сегодня фактически стал штаб-квартирой антиталибской вооружённой оппозиции во главе с сыном Ахмадшо Масуда - Масудом-младшим. Панджшерские таджики при поддержке Душанбе все еще надеются вновь переломить ход афганской истории, но без внешней поддержки им этого не достичь. С одной стороны, талибы ныне уже не те, чтобы дать повод Западу начать все сначала и разогреть вновь афганскую герилью, да и Запад уже изрядно устал от Афганистана».
Но, по мнению Амира Замона, на самом деле партизанская война панджшеровцев имеет большое значение, так как ставит под сомнение незыблемость талибов в том, что они контролируют Афганистан под сомнение.
«Талибы всячески стараются создать имидж реальной силы, которая контролирует весь Афганистан, чтобы никто не подвергал сомнению незыблемость их модели правления – Исламского Эмирата. Но Масуд и другие с этим не согласны и воюют с талибами, и имеют относительный успех, который стал возможным при поддержке Таджикистана. Присутствие сопротивления в Афганистане и их партизанская война, таким образом, ставит под сомнение силу талибов, поэтому они хотят ослабить возможности сопротивления на корню, призывая Таджикистан не вмешиваться в их внутренние дела, а предоставление своей территории – это серьезная поддержка», - говорит Замон.
Аналогичного мнения придерживается и российский эксперт по Афганистану Андрей Серенко. По его словам, угроза талибов является фактическим признанием силы ФНСА, существование которого они ранее называли лишь виртуальным.
«Поддержка официального Душанбе имеет судьбоносный характер для сил сопротивления и Афганистана. Пусть это не “огневая” поддержка, но ФСНА выжил практически благодаря тыловой поддержке, и сегодняшнее его сопротивление в Афганистане без этой поддержки было бы невозможно...
Правительство талибов сегодня в мире не признают по ряду причин, но одной из немаловажных является именно то, что в Афганистане существуют силы сопротивления, а значит, талибы не имеют полный контроль над страной. Конечно, это заставляет их психовать, угрожать», - говорит эксперт.
По его словам, все это говорит о том, что Душанбе имеет влияние в вопросе Афганистана и в ближайшем будущем эта роль будет только возрастать.
«Конечно, это влияние относительное, оно не может быть настолько сильным, как влияние Ирана или Пакистана, но среди стран Центральной Азии влияние Душанбе в Афганистане намного значительнее и это влияние, судя по всему, будет только возрастать, и Душанбе может сыграть одну из главных ролей в вопросе урегулирования афганского вопроса», - считает Андрей Серенко.
Внимание России важно?
Как уже отмечалось, помимо предоставления территории, Таджикистан может и лоббировать интересы Фронта национального сопротивления Афганистана. На фоне этого вполне правдивыми кажутся разговоры о встрече президента России Владимира Путина с Ахмадом Масудом во время его визита в Душанбе в конце июня.
Несмотря на то, что официально об этом нигде не говорилось, но косвенным подтверждением этого могут стать слова самого Путина, который заявил журналистам, что «Москва поддерживает контакты со всеми политическими силами Афганистана, а не только с политическими силами, контролирующими страну».
Также Путин заявил, что президенту Таджикистана Рахмону виднее, как развивается ситуация в Афганистане.
Как подчеркивает Андрей Серенко, при этом Путин в беседе с Рахмоном ни разу не употребил слова «Талибан» или «талибы».
Для талибов же, внимание России является очень важным. Несмотря на их визуальные дружественные отношения, больших подвижек в их отношениях не произошло. Их даже не вывели из списка террористов, о чем говорилось ранее.
Угрозы реальны?
По словам Андрея Серенко, несмотря на то, что талибский командир в своих угрозах оговаривается, что, если бы Россия не поддерживала Таджикистан, они бы захватили его в течение одной недели, это не может означать, что угрозы совсем пустые. Он уверен, что к ним нужно относиться серьезно, потому что положение талибов будет только ухудшаться, в то время как силы сопротивления, напротив, планируют менять тактику и расширять географию своих боев. В комплексе с другими сопутствующими проблемами талибов это может их загнать в угол, а от загнанного в угол зверя можно ожидать всего.
«Даже, если это не будут талибы сами, это могут быть другие прокси-силы, под фракцией ИГИЛ, с которым они, по сути, имеют связь, или других экстремистских групп, которых на территории Афганистана много, поэтому ожидать атак со стороны Афганистана стоит. Таджикским силовикам нужно быть на чеку», - считает Серенко.
По мнению эксперта, пока что силовикам Таджикистана удавалось отражать любые угрозы из Афганистана, так как агентура спецслужб и в целом их работа была очень профессионально поставлена, однако терять бдительность не нужно.
Читайте нас в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК.
Tcell совместно с Ilmhona и Re-skill открывает доступ к ИИ-образованию для пользователей в Таджикистане
Вместо хаджа. Как обычные таджикистанцы строят школы и больницы на свои деньги
Афиша от «Азия-Плюс»: поиск следов динозавров, «Мир лучших саундтреков» и ярмарка «Время чудес»
В Таджикистане заметно снизились доходы частных операторов связи
Более полугода назад маленький таджикистанец Сулаймон получил укол «Золгенсмы». Как малыш сейчас?
Таджикская экоорганизация «Маленькая Земля» получила премию ООН Gender Just Climate Solutions
Загрязнение воды, выброс отходов и вырубка деревьев: в Таджикистане увеличили штрафы
Озоди: Более 100 чиновников были допрошены по делу журналиста Ахмада Ибрагима
В Таджикистане снизили стоимость электричества для производителя удобрений – «Азот»
Душанбе Сити Банк уже подарил 4 приза — успейте и вы!
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста
Не Важно16 августа, 2022 15:15
Угрозы начинают звучать когда мы с западом начинаем вести дела, и это не угодно рассии, по этому Талибы по указки рф начинают нам угрожать.... а потом какой нибудь представитель рф приезжает решать вопрос.