Центральной Азии предрекают острую нехватку водных ресурсов уже к концу текущего десятилетия. Прогноз, в частности, обосновывается запуском в Афганистане в 2028 году канала Кош-Тепа, а также изменением климата.
Хронический дефицит
Евразийский банк развития презентовал исследование «Эффективная ирригация и водоснабжение в ЦА», в котором говорится, что Центральная Азия в 2028-2029 годы «может войти в состояние острого хронического дефицита водных ресурсов», который оценивается примерно в 5-12 кубических километров.
В нем говорится, что температура в регионе растет быстрее, чем на всей планете, ледники за 50 лет растаяли на 30%.
«Сейчас формируется довольно непростая ситуация с водными ресурсами. На горизонте ближайших 5 лет она может серьезно обостриться, и тогда Центральная Азия столкнется с серьезным дефицитом воды», - сказал глава ЕАБР Николай Подгузов в ходе презентации исследования в Алматы.
Некоторые территории стран региона, по оценкам авторов исследования, в силу своего географического расположения все сильнее страдают от засухи и крайне высокой нагрузки на водные ресурсы.
Отмечается, что увеличение периодов маловодья, изменение гидрологического режима рек и условий питания подземных вод создают угрозы и высокие риски для продовольственного обеспечения.
Под «изменением гидрологического режима рек» подразумевается запуск канала Кош-Тепа в Афганистане, что приведет к сокращению стока Амударьи.
Дефицит воды, по мнению исследователей, может спровоцировать кризис в сельском хозяйстве, промышленности и энергетике.
Они подчеркивают, что орошаемые земли ЦА обеспечивают 66% аграрного производства и играют важнейшую роль в обеспечении продовольственной безопасности региона.
«В условиях высокой нагрузки на водные ресурсы и дефицита поливной воды Центральная Азия практически исчерпала свой потенциал экстенсивного развития орошаемого земледелия (расширение посевных площадей, - ред.).
80% водных ресурсов расходуется на ирригационные потребности. Эффективность использования орошаемых земель и воды в регионе остается низкой. На фильтрацию из оросительных каналов теряется 40% воды, засолению подвержены свыше 50% орошаемых земель», - подчеркивается в исследовании.
Более того, в нем отмечается, что нехватка продовольствия, питьевого водоснабжения и электроэнергии вызовет массовый исход населения из сельской местности в города и за пределы региона.
Ранее, к слову, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в своем выступлении в Душанбе на заседании Совета глав государств - учредителей Международного фонда спасения Арала привлек особое внимание к этой проблеме, оценив возможное количество мигрантов к 2050 году в 5 миллионов человек.
Главный экономист ЕАБР Евгений Винокуров во время презентации исследования отметил, что в бассейн Аральского моря стекает 116 кубических километров воды.
«Больше не будет, никогда. Меньше будет, больше – нет. А спрос растет, потому что 92% водозабора уходит на сельское хозяйство, производство еды. Остальное – это питьевое водоснабжение, промышленность, ЖКХ. И учитывая, что из 116 кубических километров 104 – это ирригация, получается, что водосбережение абсолютно безальтернативно как средство решения водных проблем региона», - сказал он.
Винокуров подчеркнул, что нужно снижать потери примерно на 2,5% в год, чтобы устранить проблему водного дефицита.
Специалисты ранее утверждали, что маловодье – цикличное явление, такое в регионе повторяется через каждые 15-20 лет и продолжается пару лет. В последний раз такое явление наблюдалось летом 2000 года, но тогда объем воды трансграничных рек восстановился уже в следующем году.
Нынешнее затянувшееся маловодье в регионе продолжается с 2020 года, что в определенной мере заставляет верить заявлению Винокурова о том, что «меньше будет», а «больше не будет, никогда».
10 решений одной проблемы
Авторы исследования предлагают странам региона 10 практических шагов по сохранению потенциала орошаемых земель и водосбережению: четыре - на региональном уровне и шесть - на уровне национальной политики.
«Данный пакет мер, для реализации которых потребуется взаимодействие государств, фермеров и многосторонних институтов развития, позволит ежегодно экономить достаточно воды для обеспечения устойчивого развития», - уверены эксперты ЕАБР.
1. Одним из наиболее эффективных решений является создание Международного водно-энергетического консорциума Центральной Азии. Консорциум мог бы сосредоточиться на реализации ирригационных проектов наравне с энергетическими.
Его создание облегчит взаимодействие и диалог многосторонних банков развития с государствами региона.
2. Консорциумы могут создаваться и для реализации отдельных крупных инвестиционных проектов (крупные гидротехнические объекты). Сотрудничество многосторонних банков развития могло бы решить задачу привлечения инвестиций в ирригацию.
Многосторонние банки развития, действующие в регионе, могут выступить в качестве финансовых операторов, совместно реализуя сложные проекты, привлекая дополнительные финансовые ресурсы и обеспечивая эффективное финансовое сопровождение сложных проектов.
3. Целесообразно создание Регионального производственно-сервисного кластера, специализирующегося на современном ирригационном оборудовании.
По площади орошаемых земель Центральная Азия занимает пятое место в мире (по совокупности) после Китая, Индии, США и Пакистана и представляет собой емкий рынок ирригационного оборудования в 140-320 млн долларов. Это 4–8% мирового рынка.
4. Представляется актуальной консолидация позиции стран ЦА по укреплению сотрудничества с Афганистаном. Целесообразно предложить схему партнерства в действующих механизмах управления водными ресурсами Центральной Азии, в том числе на платформе Международного фонда спасения Арала и других региональных организаций, вовлеченных в сферу трансграничных водных ресурсов.
5. Развитие водно-ирригационных систем Центральной Азии нуждается в привлечении значительных инвестиций, в том числе в формате государственно-частного партнерства. Мировой опыт, исследованный в докладе через множество кейсов применения государственно-частного партнерства, указывает, что такая форма финансирования является эффективной.
Помимо бюджетных средств высокое значение для финансирования таких проектов имеют также финансовые ресурсы международных банков развития.
6. Исключительно важно организовать правильный учет воды на межхозяйственных каналах и в фермерских хозяйствах при участии ассоциаций водопользователей.
Укрепление организационно-правового статуса ассоциаций водопользователей повысит их ответственность и обязательства относительно использования водных ресурсов. Эти меры позволят впоследствии перейти к системе платных услуг по подаче воды для фермерских хозяйств.
7. Постепенное включение в тариф инвестиционных отчислений поможет бюджетным водохозяйственным организациям осуществлять инвестиции в строительство, модернизацию и реновацию ирригационных систем.
8. Для противодействия повсеместному засолению орошаемых земель, целесообразно улучшить их мелиоративное состояние путем переустройства оросительных и дренажных систем.
К примеру, внутрихозяйственные земляные каналы могут быть переоборудованы в лотковые, а существующие могут быть заменены системой трубопроводов для подачи воды на поля. Это сократит фильтрационные потери в три-четыре раза.
9. Рекомендуется повсеместно внедрить цифровые технологии в водном хозяйстве. Это позволит рационально распределить воду, обеспечит точный водоучет и значительно облегчит переход к системе платных услуг по подаче воды для фермерских хозяйств.
Ожидаемая экономия воды от внедрения цифровых технологий водоучета оценивается в 12–15% в год.
Целесообразно также организовать постоянную систему мониторинга мелиоративного состояния орошаемых земель и засоления почв с использованием дистанционной спутниковой диагностики.
10. Рекомендуется повсеместно использовать современные технологии полива, лазерной планировки земель, возделывания сельскохозяйственных культур. Так, качественная планировка позволяет реализовать новые механизированные и водосберегающие технологии поверхностного полива по бороздам.
Урожайность на выровненном под уклон поле при поливе по бороздам значительно возрастает, а экономия воды может составить от 20% до 30% в год.
Back to the USSR?
Наиболее оптимальным и эффективным способом смягчения проблемы с дефицитом поливной воды в регионе некоторые таджикские специалисты видят в комплексном рассмотрении и решении водно-энергетических вопросов. Такая система действовала при Советском Союзе, когда все страны региона находились в составе одного государства.
«Тогда вопросы гидроэнергетики и ирригационного земледелия были увязаны в единую систему. В республиках Средней Азии и на юге Казахстана был создан единый интегрированный водно-энергетический комплекс, которым управляли из единого центра в Ташкенте», - пояснил энергетик Саидджан Алимов.
По его словам, такая водно-энергетическая система позволяла балансировать сезонные колебания спроса на электроэнергию и потребности в воде в поливном сезоне с учетом изменения ресурсов горных рек.
«Таджикистан и Кыргызстан тогда накапливали воду в водохранилищах в осенне-зимнем периоде, чтобы обеспечить потребности стран низовья (Узбекистан, Туркменистан и юг Казахстана) в поливной воде в весенне-летнем сезоне.
Последние, в свою очередь, обеспечивали страны верховья в осенне-зимнем периоде электроэнергией за счет выработки тепловых станций (ТЭЦ, ТЭС). В летнее время страны низовья отправляли свои тепловые станции на ремонт, а электричество получали за счет выработки ГЭС Таджикистана и Кыргызстана», - сказал энергетик.
Он подчеркнул, что сегодня страны региона являются независимыми государствами, и, соответственно, нужно будет пересмотреть некоторые детали водно-энергетической системы, действовавшей при Советском Союзе.
В том числе, по словам эксперта, нужно пересмотреть стоимость электроэнергии и компенсацию накапливаемой странами верховья воды.
«Дело в том, что тогда тариф на электричество, вырабатываемое зимой, в основном страны низовья, устанавливали более высокий, чем летом. Также не совсем соразмерными были компенсации, которые получали страны верховья за счет воды в виде топлива (уголь, природный газ)», - добавил он.
К слову, не совсем справедливая практика существовала и в годы независимости в рамках двусторонних договоренностей между странами региона по поставкам электроэнергии.
Например, в 2005 году, когда Таджикистан еще участвовал в Объединенной энергетической системе ЦА, с Узбекистаном была заключена двусторонняя договоренность. В соответствии с документом импорт узбекской энергии в предстоящем осенне-зимнем сезоне осуществлялся в объеме 600 млн киловатт-часов по цене 1,5 цента за каждый киловатт. В весенне-летнем же периоде тогда Узбекистану вернули 900 млн кВт*ч по цене 1 цент за каждый киловатт.
Между тем известный таджикский энергетик Мирзошариф Исломиддинов считает, что Таджикистан делает все возможное, чтобы страны низовья не оставались в вегетационном периоде без воды, вплоть до того, что уступает часть своей доли в трансграничных реках.
Он отметил, что смягчение проблемы с нехваткой воды в поливном сезоне полностью зависит от решений самых стран низовья.
Исломиддинов рекомендует этим странам применять новые технологии полива сельхозугодий, в том числе лазерное планирование и капельное орошение, а также переход на сельскохозяйственные культуры, которым потребуется поливная вода в сравнительно меньших объемах.
Тем временем специалист в области энергетики Камолиддин Сироджиддинов считает сильно преувеличенными заявления о хроническом дефиците водных ресурсов в регионе, тем более обострении этой проблемы в ближайшем будущем.
Также, по его словам, слишком раздутыми являются сообщения о потери ледников в горах Таджикистана.
Специалист отметил, что маловодье является естественным природным процессом, который периодически наступает в определенные годы, и утверждает, что в скором времени объем водных ресурсов в горных реках восстановится, а проблема с нехваткой воды устранится естественным путем.
Напомним, в Ташкенте действует Международная координационная водохозяйственная комиссия (МКВК), которая на ежегодной основе занимается распределением водных ресурсов среди стран региона.
Согласно установленному лимиту, 42,6% водозабора из бассейна Амударьи в этом году приходится на Туркменистан: 39,7% - Туркменистан и 17,7% - Таджикистан.
Лимит водозабора из бассейна Сырдарьи установлен в следующих размерах:
- Узбекистан – 79%
- Казахстан – 11%
- Таджикистан – 8,7%
- Кыргызстан – 1,1%
Площадь орошаемых земель стран ЦА:
- Узбекистан - 4,2 млн га
- Казахстан - 2,5 млн га
- Туркменистан - 1,9 млн га
- Кыргызстан - 1 млн га
- Таджикистан - 0,7 млн га
Этой зимой оставайтесь с нами в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК
В России остановлена продажа аромаингаляторов. Чем они опасны для подростков и есть ли они в Таджикистане?
КЧС Таджикистана получил дроны и спецтехнику для спасательных операций
Военную одежду в Таджикистане будут продавать только по предъявлении служебного документа
При пожаре на агроферме в Татарстане погибли шесть граждан Узбекистана
Грязный воздух в Душанбе: дышите неглубоко и реже
Узбекистан и Казахстан станут партнерами БРИКС
В США за четыре года задержали 825 граждан Таджикистана
В России введут ГОСТ на шаурму
В Таджикистане отмечена рекордно низкая за все годы независимости инфляция
Дружба дружбой, а бизнес бизнесом. Узбекистан повысил растаможку таджикского цемента
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста