На самом деле отказываться от своей родной профессии – таджикскому журналисту Азаму Ахруллоеву не пришлось: просто в какой-то период времени он решил разбавить свою обыденную жизнь новым занятием и наладил производство обуви. Сейчас он предлагает на рынке обувь таджикского производства; причем его продукция – это hand made.

О том, что собой представляет современное обувное производство и насколько выгодно им заниматься, накануне Международного дня сапожника, который справляют сегодня – 26 ноября, «АП» узнала со своими партнерами «Открытой Азией онлайн».

Это сейчас сапожник обязательно ассоциируется с человеком, сидящим в будке с вывеской «Ремонт обуви» и латающий китайский ширпотреб. Буквально пару десятилетий назад сапожник, помимо собственно починки обуви, занимался и ее изготовлением. И выглядела эта профессия очень солидно. Впрочем, и сейчас туфли, пошитые вручную, считаются достойным приобретением. Загляните в спальные районы, например, Рима, где на протяжении нескольких столетий работают мастерские по пошиву обуви, и посмотрите на стоимость их продукции. Минимум – 500 евро, максимум – вообще не предусмотрен. 

Азам Ахруллоев
Вот такие туфли можно заказать у настоящих мастеров.

В Таджикистане совсем недавно появилась своя такая мастерская. Причем организовал ее человек совершенно далекий от сапожного ремесла – журналист Азам Ахруллоев.

 - Как у журналиста появилась идея производить обувь?

 - Потому что там, откуда я родом всегда производили обувь. Я родился в джамоате Хистеварз на севере Таджикистана и всегда знал, что в соседнем Чкаловске (ныне – «Бустон» - прим. ОА) есть обувные цехи. Обувь, которую они производили, мне не нравилась – ее качество и внешний вид оставляли желать лучшего. Хотя меня всегда привлекала продукция ручной работы. Поэтому, когда я однажды наткнулся в Интернете на видео сюжет о производстве обуви, то сразу загорелся создать что-то подобное у нас в стране. И создал ровно год назад. 

Азам Ахруллоев
Дизайнер делает образцы и эскизы для туфлей

Тогда я познакомился с нашими мастерами и убедил их изменить дизайн обуви. Предложил выпускать что-то классическое, но в то же время современное. Остановились на «дерби» и «оксфордах». Они сделали несколько пар туфель, я привез их в Душанбе и очень быстро сумел продать. Сразу понял, что дело стоящее и сумел договориться о производстве обуви с еще несколькими цехами. Причем, кроме дизайна, мы поменяли и материалы для изготовления продукции. Решили шить обувь только из натуральной кожи хорошего качества. 

Азам Ахруллоев
Кожу нарезают с помощью заготовленных эскизов

- И решили назвать свой бренд «Azam».

- Да, именно так и назвали. Сейчас объясню – почему. Звучание моего имени полностью совпадает с теми требованиями, которые нужно соблюдать при создании названия. Например, слово должно состоять не более, чем из 4-5 букв, должно быть простым и легком запоминающимся. Думаю, что слово «Azam» - очень легко произносится. Кроме того, всегда хорошо покупают те вещи, которые олицетворяют конкретного человека. Например, продукция компании «Gucci» – Гуччо Гуччи тоже ведь не заморачивался с названием своей продукции, поставил свою фамилию, и весь мир ее узнал. Тоже самое и Генри Форд. Мне тоже хочется идти по стопам таких прекрасных людей. Мечтать ведь не вредно. 

Азам Ахруллоев
Мастер делает перфорацию на коже

- В Таджикистане у тебя есть конкуренты?

- Конкурентов пока нет. Потому что в нашей стране еще не делают современную обувь ручным трудом, причем по доступным ценам. В Душанбе мы продаем обувь в нескольких магазинах, плюс, я нахожу своих потребителей в социальных сетях. Других таких производителей я еще не встречал.

- Ты считаешь, что стоимость продукции доступная?

- В общем, да. Судя по тому, как ее покупают – она недорогая. Если же сопоставлять стоимость и качество, то наша обувь на 50 процентов дешевле, чем такая же, но заводская. Ее стоимость варьируется от $30 до $50, для кожаных изделий – это ведь совсем недорого. Тем более, представьте себе, что над каждой парой работает живой человек, старается сделать ее удобнее, красивее. 

Азам Ахруллоев
Мастер натягивает вверх обуви на колодку для придания формы

- То есть труд полностью ручной?

- Можно сказать, что полностью. Все производится вручную кроме пресса – т.е. когда верхняя часть обуви соединяется с подошвой. Материалы - исключительно натуральная кожа, иногда мы используем искусственный мех, но хорошего качества. Кожу привозим из России и Узбекистана, иногда и отечественные материалы. В общем, стараемся, чтобы были разные цены для разных слоев населения.

- Но пока производите только мужскую обувь, так?

- Очень хотим начать производство женской обуви, но пока действительно делаем только мужскую. Изучаем рынок, думаем над производственной стороной вопроса. Вообще, должен сказать, что наши женщины достойны обуви лучшего качества. На наших базарах почти везде продают только туфли или сапоги из кожзаменителя. Особенно ужасна зимняя обувь: она холодная и некомфортная. Думаю, летом мы начнем производить обувь и для женщин.  

Азам Ахруллоев
Вот так делается ремешок на обувь

- Ты считал, сколько пар обуви уже было продано?

- Ну, например, за последний месяц мы продали более ста пар. И я заметил, что каждый месяц наши продажи растут, хотя мы еще не запустили рекламную кампанию, не успели, как следует, заявить о себе, нас знают только через знакомых. Но это все на самом деле пока не важно - все будет со временем. Самое главное знаете в чем? Мне так приятно, что иногда люди, которым я продаю обувь, потом признаются, что впервые надели туфли из натуральной кожи; рассказывают, как в ней тепло и удобно. После таких слов мне хочется обуть весь Таджикистан, чтобы всем было тепло и комфортно.  

Азам Ахруллоев
Мастер уменьшает толщину кожи, чтобы не было грубых швов