Ровно 25 лет назад, 29 мая 1992 года, на юге Таджикистана, в Кулябе был зарегистрирован вооруженный отряд бывших воинов-интернационалистов, который составил костяк будущего Народного фронта. О том, как создавался этот отряд и какой путь прошел, рассказывает его командир, ныне руководитель организации «Инвалиды войны в Афганистане», полковник в отставке Хикматулло Мирзоев.
Начало противостояния
В конце марта 1992 года перед Президентским дворцом на площади Шахидон начались многодневные митинги оппозиции. Требовали отставки Сафарали Кенджаева, занимавшего тогда пост председателя Верховного Совета. Число митингующих росло и к середине апреля достигло нескольких тысяч. 21 апреля сторонники оппозиции взяли в заложники около 20 человек, среди которых были 16 депутатов ВC и 2 заместителя премьер-министра. Заложников доставили на площадь Шахидон, пригрозив расправиться с ними, если власти не пойдут на уступки. Уже на следующий день Кенджаев покинул свой пост.
В ответ на это сторонники правительства организовали 26 апреля на площади Озоди постоянный митинг в поддержку Кенджаева. Среди них были и бывшие воины-интернационалисты Кулябской области во главе с председателем Совета «афганцев», на тот момент лейтенантом, Хикматулло Мирзоевым.
- 1 мая президент Набиев издал указ о формировании батальона Национальной гвардии и распорядился раздать своим сторонникам на площади Озоди 1800 автоматов и боеприпасов к ним, которые были доставлены из 201-й дивизии, - рассказывает Мирзоев. – Наш отряд воинов-интернационалистов – свыше 100 человек - вошел в состав Нацгвардии отдельной ротой, получил оружие. Как вы понимаете, далеко не все из тех, кто тогда получил оружие, имели навыки обращения с ним, многие даже не знали, при каких условиях его можно применять. А учитывая, какие страсти кипели на площадях, один нелепый шаг, один выстрел мог привести к непредсказуемым последствиям. Чтобы избежать этого, бывшие воины-афганцы вместе с бывшими и действующими силовиками проводили с остальными членами Нацгвардии краткие боевые курсы. Мы с первого дня митинга организовали круговую охрану собравшихся на площади Озоди, защищая их от возможных провокаций, атак. А затем, когда было решено вернуться домой, сопровождали их до Куляба.

К этому времени начались первые стычки между сторонниками оппозиции и сил, поддерживающих правительство. Пролилась первая кровь, пали первые жертвы противостояний – сначала в Ленинском районе, а затем и в Душанбе.
Силы оппозиции взяли столицу, овладели ключевыми правительственными зданиями, захватили телецентр, блокировали транспортные магистрали, а также установили контроль над аэропортом и вокзалом. На их сторону перешли местная милиция, ОМОН.
7 мая 92-го Набиев подписал с силами оппозиции соглашение, по которому им был предоставлен контроль над 8 министерствами и предусматривался роспуск гвардии, а полномочия президента существенно ограничивались. Однако ситуация в стране после этого не стабилизировалась.
300 «спартанцев»
Бывшие воины-афганцы Кулябской области с большой тревогой восприняли происходящее в стране.
- Прибыв в Куляб, наш отряд создал свой штаб, который расположился в здании обкома партии, - продолжает Мирзоев. - Руководил штабом я, а моими замами были Ахтамшо Саидшарипов, ныне генерал-майор ГКНБ, и Хикматулло Баротов, сейчас полковник запаса ВС (в тяжелые 90-е дослужился до замкомандующего ВВ МВД). Начальником разведки отряда стал Рамазон Эмомов, в недавнем прошлом возглавлявший 1-ю бригаду погранвойск, а начальником медслужбы - Ахмаджон Муъминов – бывший главврач тубдиспансера Куляба (24.10.92 он погиб при освобождении Нурека).
И вот, проведя собрание с членами отряда, мы вышли с письмом в Кулябский областной исполнительный комитет с просьбой зарегистрировать нас официально в качестве правительственного вооруженного формирования, цель которого – защита конституционного строя в стране.
29 мая 1992 года отряд был зарегистрирован, командиром назначили Мирзоева, а начальником штаба - Ахтамшо Саидшарипова. Отряду выделили помещение в здании городского военкомата.
- Да, к этому времени были созданы десятки вооруженных отрядов, были известные командиры - Сангак Сафаров, Лангари Лангариев, Файзали Саидов и другие, - говорит полковник. - Однако именно наш отряд, численность которого к тому времени достигла более 300 человек, выполнял важные задачи по укреплению порядка, защите жизненно важных объектов народного хозяйства – предприятий, зданий госорганов, дорог, аэропорта и так далее. Нам доверяли, с нами считались все – и власти на местах, и вооруженные отряды. Можно сказать, что именно с нами появился Народный фронт.
В то время было неспокойно не только в Душанбе и Курган-Тюбинской области, но и в Кулябском регионе. Бывало, дело доходило до крупных «разборок» даже между самими отрядами.
- Так, например, в июле 1992 года исчез один из известных командиров Куляба Салим Медикулов. Ребята из его отряда заподозрили в этом Сангака Сафарова и, схватив его, привели в свой штаб, расположенный в мечети Шайха Камола. Мы тотчас же направились туда, так как столкновение двух больших групп могло иметь серьезные последствия. Чуть ранее на патрульной машине в штаб поехали милиционеры во главе с начальником ГОВД Куляба Шеравлиё Мирзоавлиёевым, но на подступах к мечети они были обстреляны боевиками Медикулова. Сам начальник милиции и один из его подчиненных были ранены.
Обстановка накалилась до предела. Тогда нам с большим трудом удалось усмирить стороны и добиться освобождения Сангака.
- Установив относительный порядок в Кулябском регионе, наш отряд полностью переключился на Курган-Тюбинскую область, где вместе с другими бойцами НФТ воевал против боевиков оппозиции, в тяжелых боях освобождая подконтрольные им территории.
В период боевых действий некоторые новоиспеченные боевики, как с той, так и с этой стороны, получив в руки оружие, грабили, насиловали, убивали.
- Воины-интернационалисты нашего подразделения и те, кому было небезразлично сохранение доверия и поддержки населения, боролись с этим злом всегда, - говорит Хикматулло Мирзоев. – В нашем отряде каждый автомат был на счету, велся строгий учет всех, кто был в строю. Об этом свидетельствуют сохранившиеся у нас до сих пор журналы учета, справки, рапорты.
Каждый знал, за что воевал
- Мы были против любых незаконных действий, беспредела, - продолжает полковник. - Еще в декабре 92-го в своем первом интервью для телевидения я от лица всех бывших воинов-интернационалистов призывал воюющие стороны к миру, поднимал вопрос о возвращении беженцев домой. Но еще более четырех лет пришлось нашему народу испытывать всю горечь братоубийственной войны. Воины-интернационалисты и другие бойцы нашего отряда принимали участие во многих боевых операциях, в том числе по оказанию помощи в эвакуации попавших в засаду бойцов Казахстанского миротворческого батальона, в освобождении территории Шугнова и далее Тавильдары от боевиков оппозиции и др.
Что бы ни говорили, но каждый боец нашего подразделения считал, что с оружием в руках он защищает законную власть и вносит свой вклад в возвращение страны к стабильности, миру.
…Более 50 бойцов отряда отдали жизнь в борьбе за установление конституционного строя. Среди них - кавалеры ордена Красной Звезды Карим Курбонов, Рустам Алмонов, Ахмаджон Муъминов, Назир Исмоилов, Рахматулло Рахматов и другие. Десятки были ранены, стали инвалидами. Многие бывшие наши бойцы и по настоящее время продолжают служить стране.
Соглашение по госгранице: Какими участками обменялись Таджикистан и Кыргызстан?
Летние школы и стажировки в Азии. Дедлайны уже близко
Дорога в Ворух будет нейтральной
Что таджикистанцы знают о политических партиях и кандидатах в парламент?
В Таджикистане представили AION – первое кредитное бюро на базе ИИ
Toyota провела в Душанбе конференцию для дилеров
Парламентские выборы в Таджикистане: от начала до сегодняшнего дня
Гражданин Таджикистана арестован в США по обвинению в поддержке ИГИЛ и терроризме
Россия продлила запрет на экспорт бензина. Затронет ли это Таджикистан?
Афиша от «Азия-Плюс»: Выставка Парвин Юсуфи, вечер музыки от MUZA и ярмарка мастеров «МартАртМаркет»
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста
ОКСВА2 июня, 2017 14:37
Ахмадчон Муъминов - Алёша, доктор, очень добрый человек, сын чекиста, погиб прикрывая Лангари...
Салим пропал вместе с золотом ...
"Тогда нам с большим трудом удалось усмирить стороны и добиться освобождения Сангака" - те кто тогда там был знают, что обстановку разрулил Рустам Абдурахим ...
Вечная память героям павшим за защиту Конституционного строя нашей Родины!
Илхом2 июня, 2017 13:59
Да, я помню те времена, много ребят погибли, только бедный Куляб встал на защиту законного правительства, а тем временем все другие регионы сидели смотрели.
бекбой2 июня, 2017 13:11
запомните люди эту банду тогда создавали узбекские и русские спецслужбы!азия плюс будь мужиком!!
Акрам Муъминзода2 июня, 2017 12:30
Начмеда НФТ звали Ахмадчон Муъминов а не (Муъминджон Ахмедов), который являлся мне родным дядей.
Хочи2 июня, 2017 12:27
Наш народ знает и помнить кто тогда во время гр. войны были люди с оружием и чем они запомнились, все эти так называемые группировки только мародерством и занимались, больше ничем хорошим, бедные люди над котором издевались эти преступники вот о ком надо писать, и не стоит создавать новый образ "освободителей" из бывших/нынешных преступников
Акрам Муъминзода2 июня, 2017 12:01
Вечная слава, доблестным Кулябским ребятам!
Редакция: Начмеда НФТ, звали Ахмадчон Муъминов а не (Муъминджон Ахмадов), который был моим родным дядей.
Спецагент Акрам Муъминзода2 июня, 2017 13:30
Чего славного они сделали? Поубивали народу по зря, а итог узурпацию власти под ширмой коммунизма, заменили на другую узурпацию под маской демократии. Ничего не поменялась! Вы тут ещё расскажите всем как на Таджикистан напали, как Таджикистан боролся за свою независимость и т.п. сказки и мифы