Инвалиды Гиссарского учебно-производственного комбината слепых оказались в незавидном положении: инфраструктура почти уничтожена, люди вынуждены идти на паперть, местные власти забыли о них…
Борьба за жизнь
«Местные власти брезгуют общаться с нами и не проявляют заботу о нас», - заявляют работники-инвалиды Гиссарского учебно-производственного комбината слепых в поселке Хаёти Нав.
Во всем Гиссаре 400 членов общества, на предприятии - 170 человек.
Сегодня люди комбината предоставлены сами себе. Нет работы, жизненные условия трудные. Многие едут в Душанбе и другие города попрошайничать.
Шамсиддин Алимардонов – слабовидящий. Каждое утро едет в столицу, продает пакеты. «Утром, когда сажусь в маршрутку, некоторые водители стараются высадить меня, думая, что не оплачу проезд», - говорит он.
Шамсиддин вместе с отцом-инвалидом проживал в квартире, выделенной в советское время со стороны комбината как общежитие. После женитьбы Шамсиддина семье стало тесно. Отца забрал его брат. Но квартира отца, у него еще есть дети. Жена – незрячая, сидит дома.
Нарзулло, Хусейн, Орзигул и другие каждое утро выходят «на люди» с протянутой рукой – в Гиссар и Душанбе.
Содик Бажгонов, работник УПК, говорит, что, когда предприятие работало, оно за счет своих доходов обеспечивало своих людей жильем. Но в 90-е годы чужие комбинату люди приватизировали почти все квартиры. В итоге комбинат лишился жилого дома своих работников.
Исмат, бывший глава общества слепых района, говорит, что прошло 30 лет и молодые люди, которые получали общежития и квартиры, сегодня обзавелись семьями. Так, в одной квартире скопилось по 3-4 семьи.
- Наш президент отвел для нас 1 га земли для строительства многоэтажного дома, - сообщил он. - В рамках празднования 3000-летия Гиссара должны были построить этот жилой комплекс. По какой-то причине земля до сих пор стоит пустая, и никто не занимается этим вопросом. Вот почему Шамсиддин и подобные им инвалиды ходят по разным инстанциям и выпрашивают для себя квартиры.
Упадок производства
Поселок Хаёти Нав появился в Гиссаре в 70-е годы прошлого века в связи с постройкой учебно-производственного комбината, который относился к обществу слепых Таджикистана. На предприятии производили более 10 наименований продукции: пробки, консервные крышки, замки для скоросшивателей, щетки, веревки, хозяйственные прищепки и даже ткали ковры. Комбинат оброс барачными домами, где проживали незрячие или слабовидящие люди. Но с 1995 года предприятие практически перестало работать, вся инфраструктура поселка частью пришла в негодность, часть – магазины, лавки, квартиры - была продана.
«Во времена СССР мы получали из разных республик сырье и запчасти, - вспоминает Бажгонов. – С распадом Союза все это прекратилось. Сейчас наше оборудование пришло в негодность. Но даже обновив производство, работать невыгодно. Например, если производим щетку, то себестоимость превышает 10 сомони, а из Китая везут и продают по 3-4 сомони.
Уничтожение инфраструктуры
В начале 90-х годов один из тогдашних руководителей республики Нарзулло Дустов построил магазин и подарил обществу слепых. Впоследствии его продали какому-то предпринимателю. Он организовал в одном уголке своего магазина бар, где продают спиртные напитки. Буквально в 5 метрах от него – детский сад, рядом – комбинат слепых. По вечерам много пьяных, которые ведут себя безобразно - прямо на улице справляют нужду, валяются на тротуаре. В поселке нет своего участкового. Однажды коллектив общества, по словам Исмата, вышел с жалобой к руководству МВД по поводу бара. Но комиссия, которая пришла на проверку, обвинила их во лжи и клевете.
Перед комбинатом был маленький рынок, куда дехкане из соседних кишлаков привозили овощи и фрукты и продавали по низким ценам. Рынок немного выручал общество, внося в его бюджет хоть какие-то средства. Однако власти снесли его, сказав, что он расположен возле трассы и портит вид. Мол, по этой трассе в сторону Гиссарской крепости будут проезжать высокие гости.
Как рассказал Исмат, на Новый год никто их не поздравил, но нашелся добрый человек, который сам пришел к ним и раздал 100 подарков.
«Не хлебом единым»
Начальник Дома культуры УПК слепых Нозимджон Шарифов сообщает, что до 1996 года в клубах этого комбината были разные кружки по музыке и рисованию.
«Здание клуба у нас в аварийном состоянии, книги для слепых и здоровых людей после 90-х годов вообще пропали», - говорит Шарифов.
«По нашим данным, - говорит он, и другие это подтверждают, - на ремонт клуба потратили примерно 36 тыс. А результат - сами видите какой».
В библиотеке есть много книг, большинство из них со шрифтом Брайля для слепых. Но из-за того что течет с крыши, они испорчены.
Был заключен договор о ремонте крыши и восстановлении водоснабжения. С одной японской фирмой был проект восстановления клуба, ткацкого цеха, учебного центра и прочих. Но они остались на бумаге.
Представители общества говорят: «Мы хотим, чтобы нам создали условия для работы, чтобы мы, помимо пенсии, имели еще и другой источник дохода для улучшения условий жизни, чтобы мы были полезными своей стране. А когда наши люди идут на попрошайничество, нам стыдно».
Следите за нашими новостями в Telegram, подписывайтесь на наш канал по ссылке https://t.me/asiaplus