В последнее время все чаще в СМИ появляются новости о том, что в каком-нибудь регионе нашей стране женщина свела счёты с жизнью или пыталась это сделать, при этом еще и взяв с собой собственных детей. Разбираем возможные причины и методы помощи.

 

Самоубийство, как решение проблем?

Первый из известных случаев произошёл в апреле в Худжанде: 53-летняя женщина, пытаясь покончить  жизнь самоубийством, бросилась с моста в реку Сырдарья. Спасателям КЧС удалось её спасти. Сегодня женщина чувствует себя нормально, но причин своего поступка так и не объяснила. Её дети, к счастью в этом происшествии не пострадали.

Позднее, в июне 43-летняя жительница Душанбе едва не убила себя, прыгнув с автомобильного моста в 103 микрорайоне. Спасатели спасли ей жизнь путём длительных переговоров.

В конце того же месяца прямо спасателям удалось спасти 19-летнюю жительницу Бободжон Гафуровского района. Девушка прыгнула в Сырдарью со старого моста. В пресс-службе УКЧС по Согдийской области выяснили, что причиной попытки самоубийства являются семейные скандалы.

В Раште женщина, 36-летняя мать троих детей, покончила жизнь самоубийством, сбросившись в реку Сурхоб. Её тело было обнаружено 29 июля.

Это при том, что более 90% населения нашей страны исповедует Ислам, по канонам которого, самоубийство – тяжкий грех.

Что толкает их на этот шаг и почему в религиозном таджикском обществе нередки случаи суицидов рассказала психолог Наргис Тоймастова.

"Мы можем лишь предполагать, что толкнуло женщину на такой крайний поступок, - говорит она. - Возможно это потеря смысла жизни для себя и своих детей, когда постоянно говорят: «не нужны ни ты, ни твои дети».

По ее словам, через попытку суицида женщина также стремится достичь решения своей проблемы.

"Провоцированием суицида может являться сильная психическая (душевная) боль и чувство вины, нежелание вновь и вновь чувствовать эту боль, переживание эмоций беспомощности: жизненная ситуация представляется беспросветной и безнадежной. Бессилие, уныние и депрессия преобладают в эмоциональной сфере, - говорит Наргис. - Возможно, некоторые видели в этом путь к «освобождению» от страданий, унижения и боли не только для себя, но и для своих детей".

По ее словам, не исключено также, что суицид совершается спонтанно, на эмоциях, в порыве гнева, из чувства мести, мол, «пусть мучаются и страдают».

"Несмотря на то, что есть тенденция к повышению роли женщины в обществе, «рабское» отношение имеет место, особенно в регионах. Кроме этого, девочек программируют не на развитие как личности, а на не имеющую права и голоса, в будущем экономически зависимую от мужа женщину (психологическая незрелость);", - считает психолог.

 

Неверная трактовка религии или «Я больше так не могу»

"Я недостаточно сведуща в религии, однако с уверенностью могу сказать, что то, что женщины, особенно в регионах слышат, и то, что проповедуется лже-муллами, является, как правило, неглубокой и однобокой интерпретацией Ислама на уровне предрассудков и какой-то личной выгоды. Неправильная трактовка больше защищает интересы мужчин, нежели женщин", - уверена психолог.

По словам Наргис Тоймастовой, зачастую на консультациях от женщин она слышит такие фразы, как: «я больше так не могу», «не вижу смысла в жизни», «я потеряла себя». 

"Такие высказывания являются для нас тревожными звоночками в отношении психо–эмоционального и душевного состояния женщины, – поясняет она. - Но не все обращаются к психологам по различным причинам".

В большинстве случаев, люди не сразу решаются покончить со своей жизнью, говорит Наргис.

"Порой очень сложно распознать признаки, однако, можно обратить внимание на изменение поведения человека. Он может поделиться мыслями о безысходности жизни, о её бессмысленности или полной утрате контроля над ней. В разговоре человек также может говорить об ощущении «затуманенности», сильном чувстве вины или стыда, чувстве одиночества и униженности. Упоминания о смерти или депрессии тоже следует рассматривать, как тревожные сигналы", - объяняет психолог.

 

«Не нужно лишний раз «приносить соболезнования»

Так можно ли самостоятельно отговорить родного человека от дурных мыслей без помощи психолога?

"Да", - отвечает Наргис Тоймастова. И самое главное – поговорить с потенциальным самоубийцей в непредвзятой дружеской манере.

"Если вы обнаружили некоторые признаки, нельзя оставлять человека наедине с мрачными мыслями и нужно, как можно скорее обратиться за помощью к специалистам, - говорит Наргис. - В некоторых случаях необходима комплексная помощь как врачей, так и психологов".

К слову, дружеская беседа, не подразумевает шаблонные фразы, вроде: «всё будет хорошо», «завтра будет новый день и тебе станет лучше», «бывает и хуже. Ты должен радоваться тому, что у тебя есть», «у тебя вся жизнь впереди» и так далее. Они могут сыграть «медвежью услугу», предупреждает психолог.

"Заострять внимание на случившемся не стоит: не нужно лишний раз «приносить соболезнования» или обращаться по форме «да со всеми случается!», – советует она. - Наиболее адекватным решением будет толерантное отношение с сохранением позитивного диалога. Мы не можем гарантировать, что женщина не пойдет на крайний шаг. К сожалению, не всегда мы можем распознать намерения человека, собравшегося поквитаться с жизнью. Однако, мы в силах попробовать помочь человеку, осознать, понять, простить, принять, пересмотреть, решить для себя и сделать правильный выбор", - говорит она.

Читайте нас в  TelegramFacebookInstagramViberЯндекс.Дзен и OK.

Свои вопросы, сообщения, видео и фото присылайте на Viber, Telegram, Whatsapp, Imo по номеру +992 93 792 42 45.