В поисках безопасности выходцы из Афганистана часто попадают и в Таджикистан. Когда отступает страх за свою безопасность, на смену приходит другая реальность, когда на чужбине нужно выжить в тяжелых экономических условиях.  

 

Замуж за деверя, или же смерть

Манижа родом из Герата. Ей 27 лет. В Таджикистан она приехала через Узбекистан в ночь, когда талибы захватили ее родной город. Побег из страны она планировала задолго до этого - хотела сбежать от деверя, который склонял ее к браку после смерти брата.  

Муж был убит около года назад при непонятных обстоятельствах. Кто за этим стоял, так и не выяснили. От брака у нее осталось трое детей. После смерти мужа его семья начала требовать, чтобы она вышла замуж за деверя, но она отказывалась.

Со временем уговоры перешли в требования, а требования – на угрозы. Она боялась его, так как знала, что у него есть связь с талибами, поэтому она решила бежать.

Первый раз она сбежала в Пакистан, надеялась уехать оттуда в другую страну, но у нее там ничего не получилось. Будучи с ней на связи в WhatsApp несостоявшийся жених пригрозил, что достанет ее там и убьет вместе с матерью, которая отправилась вместе с ней, а из детей брата сделает настоящих маджахедов.

Женщина испугалась и вернулась, но вернулась в родительский дом, где у нее были братья. Но спустя какое-то время деверь похитил ее детей, чтобы она больше никуда не сбегала.

Через полицию ей удалось забрать детей у него, но угроз становилось все больше.

Когда талибы стали захватывать первые провинции, она испугалась и решила вновь бежать, так как знала, что тогда ее никто не сможет защитить. Вместе с 70-летней матерью и тремя детьми, младшему из которых около 2 лет, она тайно отправилась в Кабул, где получила таджикскую визу, а через несколько дней, когда талибы уже были у ворот Кабула, она транзитом через Узбекистан прибыла в Таджикистан.

В ту же ночь талибы захватили Герат.

Сейчас Манижа вместе с детьми находится в районе Рудаки. По ее словам, она получила уже зеленую карту беженца и теперь ищет возможность уехать в другую страну, так как деверь до сих пор продолжает ей угрожать, и она опасается, что он сможет реализовать свои угрозы.

- Он говорит, что даже тут превратит мою жизнь в ад и сделает так, что я сама вернусь и буду просить его жить с ним. Каждый день он угрожает моим братьям расправой. Отправляет фотографии нашего дома, показывая, что они под его контролем…

Женщина надеется, что им тоже удастся сбежать оттуда, так как вернуться она не может. "Он говорит, что в первую очередь он убьет мою маму, потому что она позволила мне пойти «по плохому пути", - говорит Манижа.  

Сейчас у женщины появились и проблемы экономического характера. Потратив деньги на билеты и на съем жилья, она практически осталась без средств к существованию.

Мама Манижи уже давно страдает сахарным диабетом: от полученного стресса уровень сахара у нее всегда повышен. Дети  тоже периодически болеют. Сейчас ей нужно устроится на работу, но в тоже время она не может оставить больную мать и детей. 

Одновременно она обратилась в посольство США, чтобы получить визу. Ей сказали, что они смогут дать визу после того, как их кандидатуру одобрит УВКБ ООН, но туда Манижа не может попасть. Сотрудники организации записали данные ее семьи и теперь изучают их кейс.

Сколько это продлится неизвестно, так же, как и неизвестно, как они проживут это время, ведь денег за жилье и на питание на этот период нет…

 

Фитнес - грех, за который нужно расплатиться жизнью…

Шамаил Расул родом из Мазари Шарифа. В Таджикистан она приехала в 2018 году. Причиной бегства из страны стало то, что Шамаил имела на родине фитнес-зал. Там ей часто угрожали неизвестные люди, которых она относит к сторонникам талибов. Несколько раз ее даже били. А однажды ее и вовсе хотели убить, но вместо нее похитили другую девушку, накинув ей на голову мешок. Когда они сняли мешок и поняли, что ошиблись, сказали ей, чтобы та передала Шамаил, что в следующий раз они убьют ее и ее детей.

Даже после того, как она перестала работать, угрозы все равно поступали. Женщина вынуждена была даже забрать из школы детей. Вместе с мужем они решили бежать.

С помощью знакомых они приехали в Таджикистан. Им дали разрешение жить в Вахдате.

Шамаил
Asia-Plus

В Вахдате женщина сначала пекла пирожки на продажу, а потом постепенно смогла открыть в подвале одного из домов женский фитнес-клуб, но к женскому спорту в районе также относятся стереотипно, поэтому особого дохода у нее не было, его хватало только, чтобы с трудом выплатить арендную плату.

Муж Шамаиль работает на стройках, но, перенеся серьезную болезнь, он не может выполнять тяжелую работу, поэтому иногда берет с собой старшего сына, которому 17 лет. Подросток нигде не учится, так же, как и двое других ее детей школьного возраста, младшему ребенку Шамаил 11 месяцев.

По ее словам, они не в состоянии устроить детей в школу, так как у них для этого нет средств – семья с трудом сводит концы с концами.

Доход, который они получают, покрывает арендную плату и кое-как хватает на питание. Одежду в основном они получают в помощь.

- Самая большая наша проблема – это отсутствие постоянного жилья. За эти 3 года мы поменяли 10 квартир. Хозяева требуют оплату за год, а у нас таких денег нет, поэтому, когда появляются новые арендаторы, нас заставляют выселяться. Несколько месяцев назад мы всей семьей жили в подвале, где находится наш фитнес-зал, потому что денег на жилье у нас не было, - рассказывает Шамаил.

По ее словам, сейчас они нашли себе квартиру, но вынуждены были закрыть финес-клуб, так как дохода от него практически не было. 

          

«Поздравляю с несчастьем»

Савсан Азизи родом из Кабула. В Таджикистан она приехала 8 лет назад вместе с тремя детьми и супругом.

Бежать из Кабула заставила вражда, которая завязалась между ее мужем и родственниками, только потому что в наследство ему досталась земля деда.

- У нас было очень много врагов. То его избивали за то, что он работал в государственных структурах, то за то, что когда-то он служил в государственных войсках, то ему мстили за землю родственники - маджахеды, - говорит Савсан. 

По ее словам, многие годы они подвергались давлению и жили в напряженности, но пределом стало похищение их семилетней дочери.

- Однажды мне позвонили и сказали, что моя дочь похищена, и мы должны выплатить им 5 тысяч долларов афганскими деньгами. Я сказала - моя дочь находится дома. Потом дочка рассказала мне, что две женщины похитили ее одноклассницу, и она сама это видела.

Я тогда подумала, что они перепутали ее родителей с нами, но потом, когда они похитили мою дочь, я поняла, что они перепутали девочек. Родственники помогли собрать нужную сумму, и на следующий день мы все семьей покинули страну, - рассказывает Савсан.

На тот момент у Савсан старший сын уже был инвалидом, второй стал инвалидом впоследствии. По ее словам, у обоих сыновей в 10-11 лет начался регресс в развитии (не только умственном, но и деформируются конечности). Врачи это связывают с тем, что они с мужем являются близкими родственниками.

По словам Савсан, когда она стала беженкой, то очень сильно намучалась на чужбине, так как у них не было никаких средств к существованию. Помощи было ждать неоткуда. Не имея достойного дохода, им с трудом приходилось выживать.

Долгие месяцы вместе с детьми-инвалидами ей приходилось жить в кибитке, которая не имела даже окон, не говоря уже о каких-то других условиях.

Более пяти лет она мучилась то с поиском дома, то с поиском работы. Их обращения в УВКБ ООН на протяжении всех этих лет никаких результатов не дали.

- Я на днях вновь туда ходила, увидела там прибывших недавно афганцев. Их было очень много. Сказала им: «Ну, что, поздравляю вас с несчастьями. Теперь вы в безопасности, но вас все равно ждет много страданий», - говорит Савсан. – Жить на чужбине без поддержки – это, действительно, несчастье. Я сама очень настрадалась за годы, которые тут живу. Много лет были проблемы с жильем, работой, детьми инвалидами, которым не могу оказать медицинскую помощь. Муж страдает от сердечного заболевания, даже ему не на что сходить к врачу.

По словам Савсан если бы  не добродушный таджикский народ, они бы может быть умерли с голоду.

- Где бы я ни жила, соседи всегда интересовались, есть ли у нас еда и всегда ее нам приносили. Я очень люблю и благодарна этому народу.

По словам Савсан, ее материальное положение немного улучшилось, когда она устроилась на работу в организацию «Ирода», которая занимается с детьми с аутизмом. Она работает в инклюзивном доме организации «Free Дом» поваром и помогает детям с задержкой ментального развития адаптироваться к жизни, обучая их готовить, и делать другие дела по дому самостоятельно.

Но своих детей она в этот Центр привезти не может, так как для их развозки нужна специальная машина, а найм такой машины по маршруту Корвон-Султони Кабир стоит 1,5 тысячи сомони в месяц - это ее месячный доход.

По ее словам, сейчас она очень озабочена судьбой своих детей, тем, какое будущее их ждет. Пытается уехать в какую-нибудь развитую страну, но у нее не получается.

Недавно обратилась в посольство США, где ей сказали, что могут дать визу только после того, как УВКБ одобрит их кейс, но в самом УВКБ говорят, что они на период пандемии не работают, даже несмотря на то, что у их ворот всегда находится много афганских беженцев.

- В первую очередь нам нужно оформить на каждого члена семьи паспорт, но, во-первых, это по 120 долларов на каждого человека, а потом, если наш кейс одобрят, то это еще 160 долларов на визу. Но у нас этих денег нет. К тому же проблема в том, что мы не можем получить теперь паспорт, так как ситуация в Афганистане изменилась и никакие структуры не работают, поэтому и тут паспорта не выдают. 

Но я должна вывезти своих детей. Я думаю об этом днем и ночью. Как они выживут, ведь нас с отцом однажды не станет. В других странах о них позаботятся государственные органы, здесь же даже самим гражданам приходиться трудно. Как быть я не знаю, - говорит Савсан.

По ее словам, в какой-то период они даже рассматривали возможность вернуться обратно в Афганистан, но сейчас с захватом страны талибами, отказались от этой идеи.

По сообщениям с родины, талибы нисколько не изменились.

- В транспорте на днях встретила земляка, который недавно оттуда приехал, он рассказывал очень страшные вещи. Говорит, что талибы все равно убивают тех, кто служил в государственной армии, или работал с иностранцами или на правительство. Просто раньше они делали это открыто, а сейчас заходят тихо в дома и убивают семьями. Убили одну афганскую певицу вместе со всей ее семьей, потому, что они позволили ей петь, не пожалели даже ее двухлетнюю сестричку. Я три дня проплакала, когда узнала об этом, - говорит Савсан.

Что происходит в Афганистане прямо сейчас, читайте в нашем сюжете «Афганистан».

Читайте нас в  TelegramFacebookInstagramViberЯндекс.ДзенOK и ВК.

Свои вопросы, сообщения, видео и фото присылайте на ViberTelegramWhatsappImo по номеру +992 93 792 42 45.