Нашумевшее дело об убийстве молодой женщины на почве ревности со стороны первой жены, обратило внимание на распространенную практику многоженства. Хотя это давно уже серьезная социальная проблема.
Обсуждение нашумевшего «Дела Мадины», имевшее трагичный конец, в социальных сетях имело неоднозначную реакцию: с одной стороны люди осуждали жестокое преступление в отношении Мадины Мамаджановой - второй жены (это признано судом, - ред.) Парвиза Давлатова и, которая погибла от рук его первой жены - Азизы Давлатовой, но с другой стороны было немало тех, кто осуждал вторую жену за вмешательство в чужую семью.
Даже после смерти молодой женщины, можно было увидеть комментарии с призывом ко «вторым женам», чтобы они «теперь подумали о своем поведении».
Пообщавшись с несколькими из этих комментаторов, мы выяснили, что они или их близкие родственницы сталкивались с такими же ситуациями, когда их мужья тайно заключали брак (религиозный) с другими женщинами и это вносило большой раскол в их семью:
- Жизнь моей сестры была разрушена из-за того, что муж вторично женился. Они хоть и не развелись, но она не смогла его простить и уже много лет очень несчастлива от этого. Уйти не смогла ради детей, но и счастья не видела.
- Может все-таки лучше было развестись, если не была счастлива?
- Это был родственный брак, поэтому вся родня была против. Говорили ей - терпи, все это временно, все пройдет, нужно быть мудрее. Но она так и не простила мужа. Больше 10 лет так живут.
- Но ведь это не повод избивать кого-то?
- Повод. Моя сестра тоже ходила, избивала, ругалась, скандалила на глазах у соседей, потому что она никак не могла с этим смириться. А та все равно с ним жила. Если бы это была просто любовница, то другое дело, с ней он имел «никох» и ребенка. Это и вывело сестру из себя. Она долго не могла это принять, даже к психиатрам обращалась. Ей было очень тяжело. У нее психически «крышу снесло».
И потом, такое на каждом шагу. Моя подруга тоже вторая жена, к ней тоже ходили разбираться, били ее, угрожали ей, устраивали скандалы возле соседей… Я и ей всегда говорила, что она сама виновата, нечего лезть в чужую семью. Но она все равно жила, потому, что ее муж очень влиятельный человек, и родила четверых детей.
Муж – это все?
Эта ситуация показала другую сторону «института вторых жен». Если раньше СМИ писали об этом со слов самих «вторых жен» и рассказывали о том, почему женщины соглашаются быть второй женой, то сейчас это заставляет посмотреть на масштабы этого явления и оценить эту тенденцию в целом.
Правда в буквальном смысле оценить эти масштабы не совсем возможно, потому, что де-юре этого в Таджикистане нет, соответственно нет и официальной статистики по этому поводу. Но на практике, фактически каждый житель страны, наверняка, знает хотя бы одну женщину, которая является чьей-то второй женой.
По словам социолога Гулноры Бекназаровой косвенные статданные тоже говорят о том, что этого явления в Таджикистане быть не может, но есть такое явление, как трудовая миграция, которая выводит из страны большую часть активной части мужского пола.
- Согласно официальным данным за 2020 год, доля женщин в общей численности населения составляет 49,5%, а мужчин - 50,5%, то есть на 100 мужчин приходится 96 женщин. И получается, что такой практики, как вторая жена у нас не может быть.
Но в реальности она существует, потому что основная часть мужского населения страны уезжает в трудовую миграцию и создается дисбаланс между мужчинами и женщинами в стране. Мы часто ездим по проектам в кишлаки, и видим, что в основном там старики, дети и женщины. Мужчины - в миграции, - говорит социолог.
По ее словам, на фоне такого дисбаланса и высокой конкуренции на «брачном рынке», на девушек и женщин давит общество, в котором принято рано выходить замуж и рожать детей.
- У нас есть очень много добрых традиций, например, уважение к старшим и т.д., но есть традиции, которые устарели и не могут соответствовать требованиям современного мира.
Например, с самого детства девочкам закладывают в голову, что она должны выйти замуж и родить детей. С этой картинкой в голове и растут девочки.
Это очень давняя традиция, но одно дело, когда такое происходило в период феодализма, когда в сельской местности всегда нужны были дополнительные рабочие руки, поэтому молодых людей рано женили и в этих браках появлялось много детей. Тогда это было, как-то оправдано.
Но сейчас совсем другие времена. Сегодня не то, что нужно иметь высшее образование, чтобы создать себе экономические условия, но еще и постоянно повышать квалификацию. Тем не менее, требование, что девушка должна рано выходить замуж до сих пор осталось и это давит на девушек. Тогда они вынуждены становиться и вторыми женами, - говорит социолог.
По словам Бекназаровой, воспитание в таком ключе, что единственной главной целью в жизни женщины является создание семьи, делают женщин и девушек очень уязвимыми, поэтому, когда у некоторых брак разрушается, то они могут пойти даже на крайние меры. Кто-то начинает вести борьбу за мужа, кто-то может пойти на суицид даже с детьми. Особенно этому подвержены женщины, которые не могут экономически себя обеспечить.
- Проблема еще в том, что у нас очень слабо развит институт отцовства. При разводе мужчины часто снимают с себя ответственность за детей, и они становятся обязанностью только женщин. Говорить о поддержке в виде алиментов не приходится - они очень мизерны. Даже те, у кого есть хороший доход часто скрывают его, чтобы избежать выплаты алиментов, - говорит социолог.
Но, по ее словам, стереотипы давят в обществе не только на девушек и женщин, но и на мужчин. По ее словам, часто за молодых людей выбор делают родители, в итоге, когда они достигают определенного возраста, они уже делают свой выбор.
- В юном возрасте за него решают другие, это не его выбор. Но спустя какое-то время, он становится уже более сознательным, уже сам себе выбирает. В этом случае, он либо разводится и женится заново, либо берет вторую жену, - говорит социолог.
По словам эксперта, согласно статданным, средний возраст девушек, вступивших в брак в Таджикистане, составляет 21-22 года, а мужчин 25-26 лет.
Матери – одиночки
Одна из проблем, которую создает многоженство - вопрос прав детей. Не всегда мужчины в таких браках официально признают детей и дают им свою фамилию, поэтому права этих детей не защищены.
По словам правозащитницы Начибы Ширинбековой, Семейным Кодексом РТ признается только тот брак, который заключён в государственных органах записи актов гражданского состояния.
Многобрачие же запрещено Конституцией и даже является уголовным делом, но дети, рожденные в незарегистрированном браке, имеют те же права, что дети, родившиеся в официальном браке. Однако мужчина должен признать отцовство добровольно через органы ЗАГС, в обратном случае, его второй жене (сожительнице) придется доказывать отцовство в судебном порядке.
- Вообще вы затронули очень сложную тему: многоженство распространено не только среди людей, имеющих высокие доходы, но и людей с низкими доходами, отсутствием жилья, имущества, постоянной работы.
Как правило, женщины в таких браках не работают, и в случае ухода из жизни супруга или разводе классическая процедура в соответствии с Семейным Кодексом РТ не применяется, то есть женщине придется доказывать в рамках гражданского судопроизводства, что они вели совместное хозяйство, приобретали мебель, недвижимость, транспорт и все те предметы, которые в их ситуации являются предметом спора; также вместе воспитывали детей.
В то время как имущественные и наследственные права законной супруги защищены Семейным Кодексом, - говорит правозащитница.
По ее словам, в ситуации, когда у мужчины есть «официальная жена», и параллельно еще и вторая, третья неофициальные жены, им будет достаточно сложно добиться вселения в жилую площадь, в лучшем случае удастся признать отцовство и получить какие-то алименты, но на практике они ничтожно малы, чтобы содержать ребенка/детей.
Кто тому же есть риск, что супруг - глава нескольких семей может быть привлечён к уголовной ответственности за двоеженство и получить клеймо «судимости», что не будет для него привлекательным при поиске хорошей работы.
- Говоря кратко, так называемые вторые, третьи жены и дети крайне уязвимы в правовом аспекте, но вызывает обеспокоенность тот факт, что несмотря на это, женщины по разным причинам по-прежнему согласны на эту роль. Таким образом, растет число матерей-одиночек, несущих полную ответственность за свое содержание и воспитание детей в соответствии с их правом на достойную жизнь. Не уверена, что это им удается, - считает правозащитница.
Читайте нас в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК.
Свои вопросы, сообщения, видео и фото для Asia-Plus присылайте на Telegram, Whatsapp, Imo по номеру +992 93 792 42 45.
Планы Нозии и Мухаммадрофеъ «петь на радость поклонникам и служить стране»
Tcell подписал меморандум с Ilmhona и Re-skill
«Мы никому не рассылали СМС»: «Почтаи точик» предупреждает о мошенниках
В Узбекистане разрешили передавать вокзалы и железнодорожные составы в частные руки
ЕБРР запускает программу «Молодежь в бизнесе» в Таджикистане
«Мама читала, я запоминала». Как Фарахбахш, несмотря на слепоту, победила в конкурсе «Книга – мудрости зари сиянье»
Как Малика Джуракулова меняет мир и борется за права таджикских женщин
На дорогах Душанбе всё чаще замечают LiXiang L9: что за автомобиль покоряет столицу?
Google Pay с Mastercard от Алифа уже доступен: оплачивайте покупки телефоном бесконтактно
«Барки точик»: Если бы не модернизация, мы могли вообще остаться без электроэнергии
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста