Группа вкладчиков ликвидируемого уже пять лет «Таджпромбанка» обратилась к руководству республики помочь им вернуть деньги.
Видеообращение вкладчиков, присланное в редакцию "Азия-Плюс", направлено президенту страны Эмомали Рахмону, руководителю исполнительного аппарата президента Озоде Рахмон, главе верхней палаты парламента, мэру Душанбе Рустаму Эмомали.
Авторы обращения жалуются, что в течение пяти лет ликвидаторы «Таджпромбанка» не возвращают им вклады, и они находятся в сложной жизненной ситуации - многим из них уже свыше 70 лет, и они не могут купить себе даже самое необходимое – питание и лекарства.
«Работали на это государство десятки лет, собрали деньги, доверили их банкам, чтобы не нуждаться в старости. Мы даже не думали, что будем обворованными, оставят нас в старости без гроша», - подчеркивают они.
В обращении говорится, что Национальный банк Таджикистана, Министерство финансов, Агентство социального страхования и пенсий при правительстве РТ давно уже получили свои деньги обратно с процентами.
«Банкротами они («Таджпромбанк», - прим. ред.) являются только для простого народа?» - вопрошают вкладчики.
Они отмечают, что за эти годы обратились во всевозможные структуры и инстанции, но никто «не услышал» и не помог им.
Авторы обращения жалуются, что Генпрокуратура даже не признала их потерпевшими, а специальные администраторы «Таджпромбанка» (бывший и действующий) работают только в своих интересах.
«Все мы уже устали, все уже болеют, некоторые из нас инвалиды, некоторые повесились», - говорят они.
Вкладчики отмечают, что не знают, к кому еще обращаться. «Мы просим вас о сострадании и милосердии. Вы последняя наша надежда, только вы можете нам помочь», - обращаются они к руководству республики, и призывают «не допустить такую недобросовестность, несправедливость, безжалостность!».
Краткая история проблемы
Лицензия «Таджпромбанка» для осуществления банковских операций была отозвана в конце февраля 2017 года, а в начале марта указанного года на основании судебного решения начался процесс принудительной ликвидации, который каждый раз продлевался и продолжается до сих пор.
В законодательстве страны никаких временных рамок ликвидации не существует, она может продлеваться без конца, пока у него есть хоть какие-то активы, а деньги свои вернули не все кредиторы.
За прошедшие пять лет кредиторам «Таджпромбанка» смогли вернуть только половину средств.
По данным НБТ, размер невозвращенных денег частных вкладчиков составлял на 1 октября 2021 года около 40,8 млн. сомони.
Вкладчики неоднократно заявляли, что пострадали не только от владельцев «Таджпромбанка» и действующей там администрации, но и от государственных структур.
Претензии к властям - от ведомств до судебных и законодательных органов, за эти годы накопилось великое множество.
Но ключевой проблемой, пожалуй, являлась очередность при возврате денег кредиторов, решение которой в пользу народа, по мнению юристов, исключило бы все остальные проблемы: вкладчикам бы в короткие сроки вернули деньги, государство получило бы имущество банка, а главное – доверие к банковской системе выросло бы в разы.
Дело в том, что в начале процесса ликвидации «Таджпромбанка» существовали противоречия в законодательстве страны в вопросе очередности возврата средства кредиторов.
В соответствии с Гражданским кодексом первыми должны были получать свои сбережения физические лица, однако по закону «О ликвидации кредитных организаций» физлица идут чуть ли не последними.
Споры о превосходстве одного закона над другим разделили юристов на два лагеря, а вкладчики по-человечески просили Минфин уступить им, обращались с письмами по всевозможным каналам до самого верха.
Но власти решили этот вопрос в свою пользу - внесли в 2018 году поправки, которые говорят о преимуществе закона «О ликвидации кредитных организаций» над Гражданским кодексом.
Ненужное, дорогое имущество
Власти в начале ликвидационного процесса неоднократно заявляли, что «Таджпромбанк» имеет достаточное имущество, чтобы расплатиться со всеми кредиторами. Однако, опять же, почему-то не хотели уступить очередь частным вкладчикам и оставить себе эту «ликвидность», которую никто не хочет приобретать уже почти пять лет.
Именно имущество банка стало впоследствии главной проблемой, точнее его стоимость. Предлагается оно по очень завышенным ценам, а потому никто его и не берет.
Осенью минувшего года в НБТ подтвердили, что такая проблема существовала, но говорят, что она была решена, а переоцененное имущество было предложено вкладчикам, выразившим недовольство его стоимостью, но они, якобы, отказались его брать.
Вкладчики, с которыми удалось пообщаться «Азия-Плюс», говорят, что стоимость имущества «Таджпромбанка» практически не изменилась, и они до сих пор ждут свои деньги, которые за эти пять лет сильно обесценились.
Читайте нас в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК.
Свои вопросы, сообщения, видео и фото для Asia-Plus присылайте на Telegram, Whatsapp, Imo по номеру +992 93 792 42 45.