По данным ООН, с начала военного конфликта Украину покинули 2 млн человек. Среди них есть и таджикистанцы. По официальным данным посольства Таджикистана в Киеве, их примерно 1300. Поговорили с некоторыми из них и узнали, как им удалось бежать от войны, и где они сейчас находятся.
«В Польше нам помогают простые люди»
Джовидон Солиев со своей женой Еленой переехали в Украину в 2021 году. До этого они семь лет жили на родине мужа, в Таджикистане, и все это время тщетно пытались оформить Елене разрешение на постоянное место жительства, поскольку она – гражданка Украины.
Были собраны все необходимые документы, потрачены немалые средства, однако пришел отказ. Елене приходилось каждые три месяца пересекать границу и ставить отметку о регистрации.
- Пока я проходил через все эти инстанции, часто слышал вопрос, почему я взял в жены украинку, а не таджичку, - рассказывает Джовидон. - И каждый раз при этом в паспортном столе чувствовалось пренебрежительное отношение и кормление «завтраками». Помню лишь единственный раз, когда с этим не было проблем. Тогда в паспортном столе работала одна добрая женщина, это было в 2015 году.
Начавшаяся пандемия усложнила процесс пересечения границы – требовалось получение визы, которая обходилась в немалые деньги.
Устав платить баснословные деньги, в 2021 году семья перебралась в Украину. На удивление, все операции с документами прошли довольно быстро и уже в течение трех месяцев Джовидону выдали украинское ПМЖ.
- Все то время, пока мы жили в Украине, я не услышал в свой адрес ни одного плохого слова, меня не унижали и не обзывали «чуркой». Правда, предупреждали, что где-то есть так называемые «гопники», которые всем хамят, но я лично таких не встречал, - говорит мужчина.
До военного конфликта Джовидон с супругой и дочерью жили в городе Ирпень. Потом им удалось бежать в западную Украину, а после - в Польшу.
- На польской границе нас распределили по машинам, где имелись свободные места, и через два часа мы были уже в Польше, - вспоминает Джовидон. – Пока мы пересекали границу, там было много волонтеров, которые предлагали горячую еду, одежду, пледы и игрушки. Некоторые из них готовы были бесплатно довезти до места назначения или временного прибежища для беженцев.
Людям, которые подъезжали на границу на автобусах, предлагали пакеты с продуктами и симкарту с интернетом.
Благодаря помощи друзей из церкви, Джовидону с семьей бесплатно предоставили квартиру со всеми необходимыми условиями. По словам парня, поляки очень любезны, каждый предлагает свою помощь.
- Нам помогают простые люди, помогают деньгами, продуктами и вещами, - отмечает он. – Председатель района попросила сделать список всего необходимого. Нам нужна была стиральная машина и микроволновая печь. На следующее утро все это уже стояло у нас под дверью. Нам хорошо помогает церковь, предоставляет продукты и одежду.
Сейчас дочка Джовидона и Елены посещает польскую школу, а родители оправляются от пережитого стресса. Дальнейших планов они пока не строят, главное сейчас, что семья находится в безопасности.
«Мы надеемся вернуться в Украину»
Зафар (имя изменено по просьбе героя) с супругой и детьми переехали в Украину в 2018 году, проживали они в Одессе.
Дорогу, пока они добирались до Мюнхена, бежав от войны, мужчина вспоминает с содроганием.
- Последние месяцы, живя в Украине, мы то и дело слышали о том, что здесь будет война. Особенно такие разговоры усилились после Нового года. Но все же мы не верили, что это произойдет. Да и со стороны таджикского посольства не было никаких объявлений и призывов вернуться на родину, - рассказывает Зафар. – И вот 24 февраля на наш город упали шесть ракет одна из них недалеко от военного аэродрома и того места, где мы жили. Мы очень испугались за свою жизнь.
Зафар рассказывает, что в тот день ему позвонил друг и предложил выехать в безопасное место. Семья за 10 минут собрала все необходимые вещи, и они двинулись в сторону западной Украины. Вместе с ними также была девушка из Таджикистана.
- Ночью в дороге вновь начались обстрелы, нам приходилось объезжать населенные пункты, ехать черед деревни и поля, и лишь спустя 23 часа мы добрались до города Черновцы. На следующий день мы двинулись на границу с Румынией, - рассказывает Зафар. – В очереди было свыше 5000 человек и нам потребовалось 12 часов, чтобы перейти границу. Все это время на руках у нас были наши маленькие дочки.
Уже в Румынии им оказали помощь, предоставили возможность отдохнуть, искупаться и поесть. Там они купили билет на автобус до Вены, оттуда пересели на поезд и направились в немецкий Мюнхен.
Как отмечает Зафар, лишь для украинских граждан, убегающих от войны в Европу, весь транспорт был абсолютно бесплатным. Остальным такое «путешествие» обошлось в немалые деньги.
- На границе с Австрией нас сняли с поезда для проверки. В течение шести часов мы сидели в закрытом помещении. В туалет нас водили под конвоем и это было самое ужасное, что нам пришлось пережить. Наши дети постоянно плакали от испуга, - вспоминает Зафар.
В общей сложности, в дороге они провели почти целую неделю. Уже по приезду в Мюнхен Зафару посоветовали обратиться в центр для беженцев.
К счастью, нашлась немецкая семья, которая согласилась приютить их. Их временно разместили в одном офисе, предоставили гуманитарную помощь и бесплатно оказали все необходимые медицинские услуги.
- Немцы, которые тут живут, очень великодушны, - говорит мужчина. – Но мы все же надеемся вернуться в Украину, работать и помогать этой стране и ее людям.
«Берут туда, в первую очередь, женщин и детей»
Рустам (имя изменено по просьбе героя) живет в Украине давно, более 30 лет. В свое время поступил здесь в вуз, а после окончания остался, появились семья, дети.
Мужчина называет Украину второй родиной, но настоящей считает Таджикистан, по которому скучает и куда всегда стремится попасть.
Об Украине он отзывается, как о мирной стране с гостеприимными жителями, и считает, что миф о злых националистах создан давно.
- Я никогда и ни в одной области Украины не сталкивался с ущемлением по национальному или языковому признаку: в стране, как минимум, двуязычие, и люди очень толерантны друг к другу, - говорит Рустам. - Скажу больше – здесь национализма и дискриминации иностранцев значительно меньше, чем в России, через территорию которой я раньше часто ездил в Таджикистан. Я был и на Донбассе – там мирно жили и живут люди разных национальностей, а все созданные конфликты – искусственные и политические.
Начало военного конфликта Рустам встретил в Киеве. С утра он проснулся от звонков знакомых, которые в тревоге сообщили о том, что обстреляли район Борисполя.
Мужчина рассказывает, что в первый же день часть населения Киева массово, в панике уезжала на Запад. Все трассы были в красных пробках, некоторые дороги – непроходимы.
- 25 февраля я проснулся в 04:20 – в ночной тишине отчетливо были слышны одиночные дальние залпы артиллерии или ПВО, потом эти дальние, но страшные звуки, предвещающие приближение чего-то нехорошего, продолжались с каким-то интервалом, - рассказывает Рустам. - С утра мы стали собираться в дальнюю дорогу, предполагая, что можем никогда не вернуться в свою квартиру. Быстро зарезервировали в Западной Украине жилье через онлайн-сервис, свободного жилья уже было очень мало.
Путь до Житомира вместо пары часов занял целый день и далее на запад. Общественный междугородный транспорт практически не ходил. Поэтому по дороге Рустам взял двух женщин с двумя девочками, которые собирались в Польшу.
- Они не знали, куда едут, ни пунктов пропуска, ни географию, не имели там знакомых и не было брони, - рассказывает мужчина. - Мы взяли их в итоге к себе. Там, где бронировали жилье, оказались дополнительные места. Через пару дней волонтеры отвезли их к границе, и они поехали далее в Чехию. Нас назвали своими спасателями, а я был доволен - доброе дело сделали.
Он вспоминает, что по дороге, местами, видели, как молодые иностранцы (на вид из Азии) идут пешком, с рюкзаками. Было пару блокпостов, на которых была огромная очередь, там вежливо проверяли документы.
Так как большой поток людей хлынул в западные области Украины, с жильем, по словам Рустама, здесь не очень легко. Все занято. Волонтеры помогают людям во всем: едой, временным жильем, переходом границы, советом. С той стороны границы тоже волонтеры, принимают людей, дальше распределяют или отправляют, куда они хотят.
- Те таджикистанцы и иностранцы, которые вовремя не уехали из зоны боевых действий, оказались в сложном положении. Но, уехать можно, - говорит мужчина. - Поезда ходят, возят бесплатно, очень заполнены. Берут туда, в первую очередь, женщин и детей.
Читайте нас в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК.
Свои вопросы, сообщения, видео и фото для Asia-Plus присылайте на Telegram, Whatsapp, Imo по номеру +992 93 792 42 45.
ТОП-10 самых просматриваемых видео «Азия-Плюс» за 2024 год
А будет ли оливье, елки и снег? Медиа Kit рассказывает, как мы будем отмечать Новый год в 2050-м
ООН: 115 тысяч сирийских беженцев вернулись на родину после падения режима Асада
Какие фильмы выйдут в прокат в 2025 году?
Боксер-профи из Таджикистана проведет первый бой в новом дивизионе
Как легендарный завод холодильников «Памир» остался в прошлом
Пять ошибок при покупке подержанного авто и как их избежать
Эмомали Рахмон сменил послов в Турции и ЮАР
Президент Ирана нанесет рабочий визит в Таджикистан
Какие решения властей изменили жизнь таджикистанцев в 2024 году?
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста
Галина13 марта, 2022 18:45
А чё боятся свои настоящие имена говорит странно. Ну смогли же убежать в Польшу а многим не повезло а нашим таджикам удалось И что это за таджик что столько стремится и не может попасть на родину