Сегодня исполнилось 45 лет со дня смерти (16 июня 1978 года) выдающегося советского, таджикского ученого – селекционера, академика, вице-президента Академии Наук Таджикской ССР Вячеслава Прокофьевича Красичкова (1898-1978), вся жизнь которого была посвящена одной цели – селекции таджикского хлопка.

Шел 1928 год, в СССР разворачивается индустриализация, создаются новые заводы и фабрики. Советскому Союзу, так же, как воздух и хлеб нужны были глицерин и нитроглицерин, парашютный шелк и целлофан, оксиликвиты и взрывчатые вещества и многое другое, что можно было получить только из хлопка. Да и одеть многомилионный народ было не так-то просто.

Но, коротковолокнистый хлопок, который поставляла Средняя Азия, годился лишь на производство грубых тканей. За волокно тонковолокнистого «египтянина» приходилось платить золотом. Но лишних денег в казне просто не было.

И тогда советское правительство выдвинуло лозунг: «Завоевать, во чтобы ни стало хлопковую независимость СССР!»

1932 год, Вячеслав Красичков, руководитель Вахшской зональной сельскохозяйственной опытной станции.

 

Открытие опытной станции

В этом же году молодой специалист в области селекции и биотехнологии Вячеслав Красичков, оканчивает во Владикавказе Горский сельхозинститут. Его направляют на работу, на разворачивающийся хлопковый фронт в Таджикистан.

Вскоре молодой ученный приезжает в Вахшскую долину для организации селекционной станции и организации работ по селекции сортов хлопчатника египетского типа. Край непроходимых тугаев, бездорожья, малярии. Здесь на Вахше Вячеслав вдруг понял, что будто бы и нет цивилизации, больших городов, что огромные пространства во времени пролегли между ним и его родным городом Саратов.

Академик, вице-президента Академии Наук Таджикской ССР, Вячеслав Прокофьевич Красичков.

Но горели камыши на Вахше, ревели двигатели американских тракторов и экскаваторов, навсегда уходили из этих мест тигры и гиены, с воем убегали шакалы. И вскоре на освобожденной от тугаев земле появились новые здания.

Первая в Южном Таджикистане селекционная станция (Вахшская зональная сельскохозяйственная опытная станция) организатором и первым руководителем которой стал Вячеслав Красичков, приступила к работе.

В 30-е годы прошлого века считалось, что только климат Египта позволяет выращивать высокосортный тонковолокнистый сорт «Египтянин», рынок которого полностью монополизировала Британия. Из Египта вывозилось только волокно.

На чистосортные семена было наложено табу. Тайна селекционного зачатия «Египтянина» строго охранялась.

Впрочем, страна Советов не рассматривалась английскими хлопковыми компаниями, как полноценный конкурент. И никому не известный, молодой ученный из России Вячеслав Красичков попробовал приучить далекого «гостя из Африки». В Таджикистан, на новую селекционную станцию были доставлены семена из знаменитой коллекции крупнейшего ученого – генетика, академика Николая Ивановича Вавилова.

Для Красичкова это было целое богатство. Ведь чем многообразнее коллекция образцов, собранных из различных стран мира, тем больше открываются возможности гибридизации.

 

Труд селекционера

Вячеслав работал, словно ювелир с драгоценными, коллекционными семенами, размножая их при помощи пересадочной культуры, в специальных земляных стаканчиках и в построенных теплицах. Но ювелир имеет дело с неменяющимся предметом, а селекционер с живым растением, со своими особенностями и характером.

Через трудности – а они были на каждом шагу, неверие одних и скепсис других, Вячеслав Красичков уверенно шел к созданию первенца советской хлопковой селекции - сорту 23, который стал его триумфом.

Могила на аллее Почетных захоронений душанбинского кладбища

Сорт, который помог полностью превзошел зарубежные сорта «Египтянина». Его урожайность на 15-20 процентов превышала урожайность африканского сородича, качество волокна превосходило прародителя.

И в последующие годы Красичков создает новые сорта тонковолокнистого хлопчатника с еще большей урожайностью и качеством волокна, которые выращивались и возделывались не только в Таджикистане, но в других хлопкосеющих республиках Средней Азии.

Все, что было сделано Вячеславом Прокофьевичем для экономики Таджикистана, представляет огромную ценность. Внедрение в производство новых сортов хлопчатника селекции Красичкова, вывело Таджикистан в одну из самых передовых хлопкосеющих республик не только в СССР.

По урожайности тонковолокнистого хлопчатника Таджикистан в советские годы занимал первое место в мире, опережая Китай и США. В 1980 году она составила более 32 ц/га, а в совхозе имени Кирова Вахшского района - свыше 42 ц/га.

Создатель лучших мировых сортов тонковолокнистого хлопчатника Вячеслав Красичков за многолетние годы своей работы опубликовал более 120 научных и научно – практических трудов.

Несмотря на возраст был полон творческих планов и замыслов, но внезапная смерть, последовавшая в 1978 году, в Курган-Тюбе прервала его жизненный путь.

За выдающиеся достижения в области селекции и семеноводства хлопчатника ученый был удостоен звания Героя Социалистического Труда, лауреата Государственной премии СССР и Государственной премии Таджикской ССР им. Абуали ибн-Сино, заслуженного деятеля науки, награжден тремя орденами Ленина, тремя орденами «Знак почета».

Скончался Вячеслав Прокофьевич 16 июня 1978 года и был захоронен на аллее Почетных захоронений душанбинского кладбища.

Этим летом оставайтесь с нами в TelegramFacebookInstagramЯндекс.ДзенOK и ВК