Журналистское сообщество направило обращение Аппарату президента Республики Таджикистан и в Генпрокуратуру, в котором выразило обеспокоенность по поводу способов получения информации от официальных структур и проведения пресс-конференций.
В преддверрии полугодовых пресс-конференций несколько таджикских журналистских организаций и журналисты направили обращение в Аппарат президента и Генеральную прокуратуру Таджикистана, в котором выразили обеспокоенность по поводу проведения этих встреч.
Пресс-конференции министерств и госучреждений Таджикистана начнутся 26 июля и продолжатся до 15 августа.
В обращении выражается обеспокоенность по нескольким пунктам.
Например, по поводу того, что ключевые и силовые структуры Таджикистана вообще не проводят пресс-конференции.
При срочных, чрезвычайных и исключительных ситуациях, ведомства требуют письменный запрос от журналистов. Это требование они выдвигают даже когда нужно получить ответы на простейшие вопросы.
Министры, председатели комитетов, главы ведомств недоступны для журналистов.
Есть жалоба также на нарушение проведения пресс-конференций и обеспечение доступа к информации всеми государственными учреждениями.
Отмечается, что на пресс-конференциях, которые теперь проводятся два раза в год, чиновники приводят только пустые цифры, а если возникают дополнительные вопросы, отказываются отвечать. Некоторые позволяют себе при этом грубое обращение по отношению к журналистам.
Распоряжение президента госучреждениям не помеха
Авторы внесли несколько предложений по решению проблемы и потребовали, чтобы «Аппарат президента Республики Таджикистан и Генеральная прокуратура, являющиеся надзорными учреждениями, обратили внимание на существующую проблему и потребовали от органов государственной власти осуществление законности в стране».
Ниже приводим полный текст обращения:
«Мы, журналисты, журналистские организации и средства массовой информации Таджикистана (и те, кто публикует и перепечатает этот текст), в преддверии начала сезона проведения пресс-конференций по итогам полугодия 2023 года доводим до вашего сведения, что годами нарушаются приказы президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона о проведении пресс-конференций и обеспечении доступа к информации, которая является обязательной для представителей всех государственных структур.
Еще 4 марта 2005 года президент страны Эмомали Рахмон издал распоряжение (АП-1677), обязывающее представителей всех государственных учреждений каждые три месяца (сейчас каждые полгода) проводить пресс-конференцию и отчитываться о своей работа для граждан.
В те годы, по сути, Таджикистан считался одной из стран с самым высоким уровнем свободы слова среди всех постсоветских стран и в этом указе президента подчеркивалась важность прозрачности и открытости государственных институтов.
Помимо документа, подписанного главой государства, о котором уже упоминалось, в Законе РТ «О периодической печати и других средствах массовой информации» также говорится о доступе к информации и правах журналистов.
Более того, в 2009 году глава государства подписал указ «О реагировании должностных лиц на критические и аналитические материалы средств массовой информации» (от 7 февраля 2009 года № 622), который также направлен на укрепление исполнительской дисциплины, повышении роли средств массовой информации в общественно-политической и социально-экономической жизни.
Однако по происшествии многих лет мы наблюдаем холодное отношение, равнодушие, неисполнение законодательства Таджикистана в части доступа к информации и нарушение всех поручений президента страны в этом отношении со стороны министерств, комитетов, официальных органов и других должностных лиц.
Пресс-конференции, которые теперь проводятся два раза в год, стали не только шаблонными, но и утратили свою суть: «Чиновники приводят только пустые цифры, а если возникают дополнительные вопросы, отказываются комментировать и анализировать; минимум 40 минут пресс-конференции проводят за чтением пресс-релиза, копия которого находится и на руках у журналистов; на вопросы и ответы отводят всего 10-15 минут, при этом за это время возможно ответить только на 2-3 вопроса.
Кроме того, некоторые позволяют себе грубое обращение во время пресс-конференции: у наших коллег есть жалобы из регионов Таджикистана (особенно Хатлонской области), что их выборочно допускают на пресс-конференции; в Душанбе первые руководители министерств, комитетов и силовых ведомств могут в грубой форме отказать журналистам в ответе на тот или иной вопрос или вообще не разрешить задать вопрос (такой же прием применялся на последней пресс-конференции Министерства иностранных дел).
Есть первые руководители (такие как глава Службы связи при правительстве РТ), которые много лет не приходят на пресс-конференции и избегают вопросов журналистов. Эти случаи мы рассматриваем как, своего рода, воспрепятствование деятельности журналистов и нарушение существующих законов и приказов.
Из-за молчания госструктур информационное пространство Таджикистан становится опасным
Более того, наблюдения последних лет показывают, что существует и техническое воспрепятствование: например, при планировании пресс-конференций не учитываются возможности журналистов и СМИ – несколько ключевых учреждений могут провести пресс-конференцию в один день или даже за один час, в результате которого небольшие инфомационные ресурсы не в состоянии полноценно осветить их.
Например, на 2 февраля 2022 года в Душанбе в один день было запланировано проведение 13 (!) пресс-конференций министерств и комитетов. Ни у одного СМИ Таджикистана не было возможности отправить корреспондента на все эти встречи.
Анализируя эту ситуацию, мы, журналисты пришли к выводу, что организация 13 пресс-конференций в один день была преднамеренной и такое решение принято именно для того, чтобы мы не смогли участвовать на них и получить ответы на свои вопросы от властей.
О большинстве упомянутых случаев СМИ неоднократно писали и выражали свое недовольство, но ситуация, к сожалению, не изменилась.
Более того, дошло до того, что официальные структуры Таджикистана требуют письменный запрос для ответа на самый простой вопрос журналистов. Но даже если запрос будет отправлен, они предоставляют неполный ответ.
Некоторые отдельные учреждения вообще не отвечают, что является не только игнорированием журналистов, но и невыполнением приказов главы государства и законов.
По сравнению с сегодняшней ситуацией, 10-12 лет назад большинство министров и председателей были доступны для журналистов и СМИ. Нам - журналистам и работникам СМИ - непонятно, почему большинство учреждений Таджикистана стали недоступны и не доносят имеющуюся у них информацию до общества через СМИ?!
Нам также непонятно, почему министерства и ведомства, Генеральная прокуратура, Верховный суд и другие силовые и ключевые структуры не проводят пресс-конференцию для СМИ и не разъясняют происходящее во время внештатных, исключительных и чрезвычайных ситуаций?!
Поскольку власти отказывают в информации, жители страны при отсутствии официальной и достаточной информации обращаются к ложным (фейковым) новостям любителей сенсаций и подписываются на их страницы.
То есть, избегая вопросов и ответов, официальные институты страны фактически не решают проблему, а создают ее, так как информационное пространство становится более неоднозначным и опасным.
Примеры лжи мы видели не раз при приграничных конфликтах с Кыргызстаном. Если ответственные органы Таджикистана держали бы открытыми свои двери перед журналистами и СМИ, они могли бы и могут предотвратить это, чтобы люди не получали информацию от неизвестных иностранных и провокационных групп, а получали официальную и подтвержденную информацию внутри страны.
Журналисты требуют...
Далее. Выполнение протокола заседания правительства республики от 30 июня 2015 года о предоставлении НИАТ «Ховар» исключительного права на публикацию официальных новостей привело к тому, что некоторые министерства и ведомства страны под предлогом существования этого документа, не предоставляют запрошенную информацию независимым СМИ.
В то время, когда это указание было направлено только на улучшение деятельности НИАТ «Ховар» и не должно было приводить к ограничению права доступа к информации.
Одним словом, если проанализировать нынешнюю ситуацию, недостаточную эффективность пресс-конференций и отношение государственных чиновников и учреждений в последние годы к журналистам и СМИ, то получается, что распоряжения главы государства Эмомали Рахмона, выполнение которых является обязательным для представителей всех государственных учреждений, нарушаются.
Возможно, именно поэтому в настоящее время в мировом рейтинге свободы слова (Репортеры без границ, 2023) среди 180 государств наша страна находится на 153 месте. Даже Афганистан на одну ступень выше нас в этом списке...
Для решения этой проблемы мы, журналисты и работники СМИ, предлагаем следующие пути:
- Всем должностным лицам, министерствам, комитетам, председателям и ответственным лицам не ждать полугодовых пресс-конференций и своевременно реагировать на устные и письменные обращения журналистов и СМИ.
- При возникновении важных событий, чрезвычайных ситуаций и других новых и серьезных происшествий, проводить короткие пресс-конференции.
- При публикации официальных новостей и запросе доступа к информации, по отношению к СМИ и независимых журналистов не должна применяться дискриминация.
- На встречах с прессой должны участвовать первые руководители и без грубости давать полные ответы на вопросы.
- Чтением пресс-релиза не занимать 40 минут пресс-конференции и уделять основное время вопросам и ответам.
- Пресс-конференции министерств и ведомств страны в Душанбе, как в прежние годы, проводить в одном месте, чтобы журналисты могли без проблем участвовать в них.
- Отказаться от проведения нескольких пресс-конференций в течение одного часа, чтобы это не создавало препятствий небольшим редакциям своевременному освещению.
- Не ограничивать одним часом времени пресс-конференции и отвечать на все вопросы.
Мы, представители журналистского сообщества, требуем от Исполнительного аппарата президента Республики Таджикистан и Генеральной прокуратуры Республики Таджикистан, являющихся надзорными учреждениями, обратить внимание на существующую проблему и требовать от органов государственной власти осуществление законности в стране.
Шахло Акобирова, исполнительный директор общественной организации «Хома»
Умед Бабаханов, генеральный директор медиа-группы «Азия-Плюс»
Джамшед Маъруфов, исполнительный директор общественной организации «Расонанигор»
Абдумалик Кадыров, генеральный секретарь «Медиа Алянса Таджикистана» (МАТ)
Нуриддин Каршибоев, председатель НАНСМИТ - организация и ответственное лицо для контакта.
Летом с нами жарко в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК
Бердвотчеры: Зачем люди наблюдают за птицами?
В Душанбе открылся «Торговый дом Узбекистана» по строительным материалам
Дом, где все продумано до мелочей. В Рудаки строят дом премиум-класса
Эмомали Рахмон произвел кадровые перестановки: кто лишился постов, а кто получил новое кресло?
В Узбекистане осудили воевавших в Украине на стороне России
Дебют на Кубке Азии, Олимпиада в Париже, ЧМ в Душанбе. Чем запомнился таджикский спорт в 2024 году?
КЧС Таджикистана предупредил о густых туманах и лавиноопасности
Дания изменила королевский герб после заявления Трампа о намерении купить Гренландию
Спецпосланник Трампа Кит Келлог отложил поездку в Украину
Город, поселок, вокзал. Почему в Согде так и не построили обещанные объекты?
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста