Когда Таджикистан ратифицирует Конвенцию о правах лиц с инвалидностью? Таджикские ответственные ведомства переадресовывают эту ответственность друг другу.
В конце января 2025 года власти заявляли, что Конвенция ООН о правах лиц с инвалидностью (КПЛИ) будет ратифицирована в начале года, но прошло уже почти 6 месяцев с его начала, а ясности в этом вопросе по-прежнему нет.
О намерении ратифицировать документ тогда сообщил Сайдали Бобохонзода, начальник отдела госзащиты экономических, социальных и культурных прав в Аппарате Уполномоченного по правам человека. Выступая на пресс-конференции перед журналистами, он сообщил, что разработан Национальный план по ратификации Конвенции, который находится на стадии утверждения.
«Конвенция о правах инвалидов была подписана президентом Таджикистана еще в 2018 году. Теперь план действий завершён, находится на стадии утверждения», – сообщил он.
В канун Международного дня борьбы за права инвалидов, который отмечается 5 мая, «Азия-Плюс» попыталась выяснить, на какой стадии находится процесс. С этим вопросом мы обратились в соответствующие госорганы. Однако полученные ответы лишь подчеркнули отсутствие координации между ведомствами.

«Вне нашей компетенции»
Сам Сайдали Бобохонзода, ранее говоривший о скорой ратификации, в беседе с «Азией-Плюс» не смог назвать ни конкретные сроки, ни стадию, на которой сейчас находится процесс. Он переадресовал вопрос в Министерство здравоохранения и Министерство иностранных дел, отметив, что инициатива по ратификации исходит именно от этих структур.
В пресс-центре Минздрава нам предоставили три контакта, кто мог бы ответить. Но по телефону удалось связаться лишь с начальником управления социальной защиты населения Кудратулло Курбоновым. Он ответил коротко: «Этот вопрос находится вне компетенции Минздрава. Обратитесь, пожалуйста, в Министерство юстиции».
Следующим шагом было обращение в Минюст. По телефону дозвониться не удалось – на звонки никто не отвечал. При личном посещении журналисту в международном отделе Минюста было сказано, что непосредственной работой над вопросом занимается Офис Уполномоченного по правам человека и Министерство здравоохранения. Именно от них должна исходить инициатива, подчеркнули в Минюсте.
Само же министерство, по словам сотрудника отдела, занимается преимущественно технической частью, и лишь в том случае, если Минздрав представит все необходимые документы. В министерстве попросили направить официальный письменный запрос для получения развернутого комментария.

Мы попробовали последний вариант – позвонили в МИД. Там сообщили, что вопрос ратификации Конвенции не входит в их компетенцию и вновь порекомендовали обращаться к Омбудсмену.
Журналист «Азии-Плюс» предприняла попытку повторно связаться с Сайдали Бобохонзода, но дозвониться до него больше не удалось…
Остро актуальный вопрос
В июле 2023 года с визитом в Таджикистан приезжал международный эксперт по правам человека, член Комитета ООН по правам лиц с инвалидностью, доктор Маркус Шефер. Он прямо призвал таджикские власти без промедления ратифицировать Конвенцию.
«Нет необходимости ждать, и нет никаких преимуществ в откладывании этого процесса», – подчеркнул тогда эксперт. Он пояснил, что ратификация не требует немедленной реализации всех положений документа, а лишь запускает постепенный процесс, в ходе которого страна может поэтапно приводить свои законы и практики в соответствие с международными стандартами.
Доктор Шефер также отметил важность ратификации Конвенции не только как международного обязательства, но и как механизма изменения общественного восприятия людей с инвалидностью:
«Мы должны ценить и дорожить этим разнообразием. Такое изменение требует времени, и оно не происходит само по себе», – сказал он в интервью «Азии-Плюс».

Проблемы остаются, и это видно по статистике
По статистике Минздрава, в 2024 году общее число людей с инвалидностью в Таджикистане составило 167 108 человек. За прошедший год на учёт было поставлено 11 456 новых лиц, включая 4064 детей.
Общий рост числа людей с инвалидностью в РТ в 2024 году составил 4284 человека, что, по данным специалистов, в основном связано с врожденными дефектами и генетическими заболеваниями.
В 2024 году в офис Уполномоченного по правам человека поступило 1730 обращений от граждан. Значительная часть – от людей с инвалидностью. Эти обращения касались вопросов трудоустройства, социальной поддержки, получения жилья, прохождения медицинского обследования и других прав.
Почему так важно ратифицировать эту Конвенцию?
Конвенция ООН о правах лиц с инвалидностью (КПЛИ) не только гарантирует права лиц с инвалидностью, но и создаёт обязательства для государства. Она направлена на обеспечение того, чтобы лица с инвалидностью могли участвовать во всех аспектах социальной и политической жизни и вести свою личную жизнь так же, как и все остальные, объяснял «Азии-Плюс» два года назад Маркус Шефер.
Ратифицировав КПЛИ, государство и общество получают общую основу, разъясняющую меры, которые необходимо принять, и цели, которые нужно достичь.
Кроме того, Конвенция требует от государства проведения тесных консультаций с организациями лиц с инвалидностью. Это требование также ведет к лучшей координации и более значимым изменениям.
КПЛИ содержит подробные права и обязанности, охватывающие все сферы жизни. Это требует инклюзивного общества, запрещающего дискриминацию и сегрегацию. Это включает, например, систему образования, полностью адаптированную для лиц с инвалидностью, рынок труда, в котором люди с инвалидностью могут участвовать на равной основе, и доступную инфраструктуру, такую как здания и общественный транспорт, пояснил Шефер.

Программа тоже не работает?
Четыре года назад в Таджикистане была разработана госпрограмма «Доступная среда» на 2021-2025 годы.
Она обещала провести ряд мероприятий, способствующих формированию доступной социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры.
В частности, мероприятия должны были быть направлены на улучшение качества жизни лиц с инвалидностью и включать: совершенствование нормативно-правовой базы государственной политики в области социальной защиты; учёт построенных социальных объектов и рассмотрение их доступности; адаптация парков, тротуаров и пешеходных переходов; а также увеличение количества специально оснащённых транспортных средств.
Программа должна была способствовать обеспечению зданий пандусами, информационными табличками, кнопкой вызова «помощника», установке оборудования для увеличения слышимости для людей с нарушениями слуха.
В программу была включена обязательная разработка интернет-ресурсов и устройств связи, настроенных под потребности людей с ограниченными возможностями (обязательная озвучка текста или меняющийся шрифт). Для телевизионных каналов должно стать обязательным субтитрирование программ.
Сумма, выделенная на реализацию программы, составила 15,342 млн сомони. Из них 5,572 млн – бюджетные деньги, а 9,770 млн – привлечённые средства.
До конца действия программы остаётся чуть более полугода, но очевидно, что из всего вышеперечисленного сделано немногое.

Впрочем, мы это уже проходили – запреты на планировку и застройку города, формирование жилых районов и зон отдыха, на разработку проектных решений, на новое строительство и реконструкцию зданий без специальных и доступных для лиц с инвалидностью приспособлений установлены законодательством Таджикистана ещё с 2012 года. За невыполнение этих требований застройщики должны нести ответственность.
Но по факту во многих новых зданиях, даже в столице, нет даже пандусов. А где они есть, часто построены с несоблюдением требуемых стандартов. Такая ситуация наблюдается в жилых домах, образовательных и государственных учреждениях.
Этой весной читайте нас в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК









Over 700 artistes in Tajikistan owe more than 660,000 somoni in taxes
How a resident of Khujand became energy-independent
Kazakhstan joins countries sending troops to Gaza: key agreements from the first Peace Council meeting
Murder of gas station cashier in Khatlon province: over 20 stab wounds
Tajik military recruitment official arrested for corruption and bribery
Tajikistan honors athletes with presidential awards for international achievements
Tajikistan's Security Council holds key meeting on national security
Tajikistan shuts down nearly 90 industrial enterprises in 2025
US dollar reportedly maintains dominance in Central Asia amid Chinese yuan hype
US-based company to invest $150 million in Uzbekistan’s gas station network
All news
Авторизуйтесь, пожалуйста