Поправки в закон «Об образовании», обязывающие получать общее среднее образование, идут на пользу всем выпускникам, считают независимые специалисты, с которыми поговорила «Азия-Плюс».

Внесение изменений в закон «Об образовании» обсуждалось на заседании парламента 20 февраля. Согласно поправкам, обучение в 10-11 классах в школе (общее среднее образование) стало обязательным, а если школьники не хотят учиться дальше, то они должны продолжить обучение в колледжах и техникумах.

Впрочем, эти изменения пока не касаются тех детей, что уже охвачены общим средним образованием.  

Специалистов «Азия-Плюс» попросила прокомментировать, с чем, по их мнению, связано решение внести соответствующие поправки.

 

«У нас система есть, методология, но нынешние министры ничего не делают»

По словам Муниры Иноятовой, бывшего министра образования Таджикистана, решение правительства перейти на обязательное 11-летнее образование во многом связано с тем, что учащимся нужно больше часов на освоение материала. 

«Вы же видите, как растет объем материала, который нужно освоить детям. Есть большое количество предметов, которое необходимо знать. Количество часов для той же информатики -  мало, - говорит Мунира Иноятова. - Это касается и других предметов». 

Есть, по ее словам, и упущения в воспитании. 

«Вся наша история связана с историей религии. Скажем, светская история, государственная история, культура - всё это связано в прошлом во многом с религией. Если читать Бедиля и при этом не знать Коран, можно просто не понять смысла его поэзии. Ведь он использует очень много религиозных источников в своем творчестве.

Кроме того, наблюдается сильно правовая малограмотность. Все потому, что опять же мало часов. 

Другой момент: сейчас у детей начальной школы (1-2 классы) по 5-6 уроков, а ребенок в этом возрасте не может столько часов сидеть за партой. Это мешает его физическому развитию. Поэтому они и подумали, что все же лучше учиться 11 лет, вместо 9», - полагает специалист.

Мунира Иноятова также отметила, что не все молодые люди в Таджикистане сегодня подготовлены к роли родителей. По ее словам, в мире есть такое понятие, как «совместный уход за детьми», то есть участие отца, матери и всей семьи в воспитании ребенка и уходе. Что подразумевает кормление, купание ребенка, знания о том, какие прививки и когда нужно делать. Но в правовом поле Таджикистана этого понятия нет.

«Семья, основы создания семьи, взаимоотношения в семье – это тоже предмет и, соответственно, – часы», - поясняет она.

Наблюдается, по ее мнению, также низкий уровень интереса к точным наукам, «потому что мало часов». 

«У родителей не всегда хватает времени на то, чтобы делать уроки с детьми. То, что не доделали родители, должны доделать педагоги», - говорит Иноятова.

В то же время она отмечает, что все измерять количественным подходом, а не качественным неверно. 

«Специалисты думают, что увеличение количества часов улучшит качество. Это действительно так, но при условии, что сами преподаватели будут подготовлены, ответственны, что из школы исчезнет коррупция и качество управления процессом образования в стране поменяется», - утверждает Мунира Иноятова.

 

- Ранее власти говорили, что в стране не хватает выпускников и желающих учиться на рабочие специальности, слесаря, токаря, машиниста и т.д. Возможно ли, что с реформой школьного образования задумали решить, в частности, и эту проблему? И решит ли она ее?

- Я не согласна с этим. Сейчас правительство издало постановление об основании Агентства профессионально технического образования. То есть, есть система, куда входят профессионально-технические лицеи, которые готовят работников по разным профессиям. Но эти лицеи – бывшие ПТУ. Они «шапку» поменяли, а методологию – нет.

У нас был проект «Профессионально-техническое образование» и он был посвящен внедрению новой методологии в систему профессионально-технического образования. Где готовят слесарей, машинистов, токарей и т.д. Этот проект принес в республику методологию, которую использует еще исламский мир. Это обучение на основе компетенций. Разрабатывается стандарт каждой профессии.

Для того же слесаря есть стандарт, где описывается, что он должен знать, как знания применять на практике, каким оборудованием уметь пользоваться. 

Мы в свое время разработали 17 стандартов по 17 профессиям. Самые нужные. Нас тогда очень поддержали предприятия, отраслевые министерства. Допустим, что должен знать штукатур, уметь, в его дипломе должно быть указано, что он из 50 единиц компетенций, допустим, знает 25. И ему платят зарплату в соответствии с его уровнем квалификации. 

Все это есть, но эта система была в системе Минтруда. Стандарты есть, нужен был лишь приказ министра о том, что эта методология обучения на основе компетенции должна применяться в системе обучения профтехобразования РТ. То есть, профтехлицеях.

А они в течение 4 лет даже не подписали этот приказ. Правительство издает постановления нужные, стандарты разрабатывают, но приказ не издают.

У нас система есть, методология есть, проекты разрабатывают, но нынешние министры ничего не делают. Управленцы, которые занимают свои должность сейчас, ничего не в этой сфере не понимают, они должны быть специалистами. 

- Возможно ли, также что это решение связано с тем, что республика целенаправленно занимается организованной трудовой миграцией и для нее нужны подготовленные кадры?

- Это - безусловно. Проект, который я упомянула, по нему мы подготовили группу кондитеров и сварщиков для миграции, исключительно по программам, которые мы разработали. Их всех приняли на работу на равноценные зарплаты граждан России. Их даже застраховали и за каждым закрепили адвокатов. 

 

«Многие думают, что мы готовим кадры для миграции. Нет. Мы готовим кадры для себя»

Рахмон Ульмасов, профессор кафедры зарубежного регионоведения и Внешней политики РТСУ, специалист по вопросам миграции: 

- Наше образование постепенно приходит к тому, чтобы выпускники общеобразовательных школ имели, освоили навыки каких-то специальностей. Чтобы они окончили школу и не только получили аттестат среднего образования, но и наряду с ним определенную профессию. 

С этой точки зрения поправки в закон «Об образовании», которые обязывают получать общее среднее образование, идут на пользу всем выпускникам. 

Практика получения профессий в школах у нас была со времен Советского Союза. Тогда каждая школа имела учебно-производственную бригаду, сельские школы имели участки земли, а городские ученики ходили в учебно-производственные комплексы (УПК). 

Таким образом, выпускников школ готовили к некоторым профессиям, в частности, они осваивали профессии водителя, плотника, слесаря. У нас была практика, например, когда возникла необходимость изучать компьютеры, мы организовали специальные агитационные автобусы с оборудованными  компьютерными классами, ездили по сельской местности и учили школьников. 

По мнению Ульмасова, получение рабочих специальностей в школе, конечно, будет направлено на решение проблемы нехватки квалифицированных кадров для экономики самого Таджикистана.

- Но польза есть, потому что кто выбирает трудовую миграцию, туда едет уже в качестве готового специалиста, - поясняет он. - Более 76 процентов таджиков в России работают на строительных объектах и получают или совершенствуют свое мастерство в этой сфере. 

Вот они сейчас возвращаются и служат для поднятия экономики Таджикистана. Сейчас мы находимся в начале периода реэмиграции, то есть наши люди возвращаются домой. Смотрите, сейчас во всем Таджикистане идет строительство. Там работают 100 процентов наших граждан. 

 

- То есть, эта реформа - это не целенаправленная политика готовить кадры именно для трудовой миграции?

- Решение властей сделать 11-летнее образование не ставит эту цель. Многие, неверно, думают, что мы готовим кадры для миграции. Нет. Мы готовим кадры для себя.

Пройдет немного времени, как я уже сказал, и начнется реэмиграция других специалистов, которые нужны для нашей экономики. 

Из-за того, что таджикские рабочие уже имеют какую-то квалификацию, более 100 российских компаний обратились в Таджикистан с просьбой набрать им рабочих. Но наши уже туда не рвутся, предпочитая европейские страны. За январь-февраль никто не подал заявление на оргнабор в Россию. Я еще семь лет назад говорил о том, что придет время, когда российские работодатели будут искать работников в Таджикистане по всем городам и кишлакам республики. 

Есть и другое направление - ежегодно представители более 60 вузов России приезжают в Таджикистан и набирают студентов. 

Была бы квалификация, работа найдется, - резюмирует профессор. 

Этой весной читайте нас  в TelegramFacebookInstagramЯндекс.ДзенOK и ВК