Дефицит Госбюджета Таджикистана увеличился в 2,6 раза из-за дополнительных расходов в размере 1 млрд сомони, о предназначении которых чиновники предпочитают молчать. 

 

Зачем правительству понадобились эти деньги?

Предельный размер общего объема дефицита государственного бюджета страны увеличен внесением соответствующих поправок на 1 млрд сомони (около $100 млн) – с первоначально установленных 624 млн сомони (более $60 млн) до 1 млрд 624 млн сомони (свыше $160 млн). 

Соотношение дефицита бюджета к ВВП, соответственно, повысилось с 0,6% до 1,4%. Для того, чтобы понять масштаб роста разрыва между доходами и расходами главного кошелька страны, отметим, что среднегодовой размер дефицита госбюджета РТ обычно составляет 0,5% ВВП.

Дополнительные расходы, согласно обнародованным поправкам, направляются на финансирование топливно-энергетического комплекса (ТЭК). На какие именно нужды – не уточняется. 

Для покрытия дополнительного дефицита госбюджета к ранее установленным источникам добавили 8-й пункт – за счёт привлечения внутреннего долга - один миллиард сомони.

 

Установленные источники покрытия дефицита госбюджета РТ на 2022 год:

1) за счёт приватизации и аренды республиканской собственности – 32 млн сомони;

2) за счёт чистой прибыли доли государства в ООО и дивидендов государственных акций в ОАО – 90 млн сомони;

3) от продажи векселей – 100 млн сомони;

4) за счёт свободных средств республиканского бюджета – 100 млн сомони;

5) за счёт кредитов международных финансовых организаций – 246 млн сомони;

6) за счёт экономии средств от тендеров на госзакупки товаров, работ и услуг – 40 млн сомони;

7) за счёт перевыполнения плана доходов местных бюджетов – 16,2 млн сомони.

   

Таинственная многоходовка

Правительство в конце сентября обратилось к нижней палате парламента для согласования привлекаемого у Национального банка Таджикистана 1 млрд сомони по льготной ставке в 2% годовых. 

Согласие депутатов было получено 3 октября. Тогда же, к слову, народные избранники приняли поправки в госбюджет, о которых говорили выше.

В соответствующих постановлениях правительства и нижней палаты, размещенные на портале правовой информации Минюста, не уточняется, на какие нужды направляются эти средства. В стенограмме нижней палаты по итогам согласования этого вопроса министра финансов с депутатами одним предложением пишут: «Данные кредитные средства привлекаются для финансирования первоочередных мероприятий государственного бюджета».

Привлечением нового кредита объем внутреннего долга республики увеличится на 20%, а госдолга в целом – на 2,7%.

До этого общий объем государственного долга страны, по данным Минфина, составил $3,7 млрд, что равняется 42,8% ВВП республики.

В совокупном объеме госдолга страны 12% составлял внутренний долг, а 88% - внешний долг. Размер внутреннего долга равнялся $500 млн (4,7% ВВП), а общий объем внешнего долга - $3,2 млрд (41,6% ВВП).

 

Всё ради «проекта века»?

Обращение «Азии-Плюс» к министерству финансов за информацией относительно направления дополнительных расходов бюджета, которые, как выяснилось, покрываются привлечением правительством (Минфином) внутреннего долга, остается пока без ответа. 

Однако близкие к налогово-бюджетному сектору страны источники утверждают, что эти средства нужны правительству для дальнейшего финансирования Рогунского проекта.

«Собственных денег (правительственных) для выполнения плановых (до конца этого года) работ по строительству Рогунской ГЭС не осталось, партнеры по развитию всё еще не решаются на финансовую поддержку «проекта века», несмотря на неоднократные обращения правительства. Остается только один вариант - находить необходимую сумму внутри страны», - добавил он.

В настоящее время Рогунский проект финансируется исключительно за счет государственных средств, которых, как ранее заявляли чиновники на разных уровнях, не хватает для планомерной достройки станции. 

Бюджетное финансирование проекта в 2022 году изначально было запланировано в размере 2,6 миллиарда сомони, которые, по всей видимости, закончились.

Достройка Рогунской ГЭС в 2008 году, когда возобновили возведение ее объектов, оценивалась в $3 млрд. Затем стоимость проекта (в 2016 году во время проведения международного тендера для отбора генподрядчика для строительства плотины) была объявлена в $3,9 млрд. Теперь, по данным Минэнерго Таджикистана, для полного завершения строительства станции нужно $5 млрд.

 

Несостоявшиеся инвесторы. Пока 

Президент Таджикистана Эмомали Рахмон еще в 2020 году поручил соответствующей межведомственной рабочей группе принять меры по поиску источников финансирования для строительства Рогунской ГЭС.

Министр экономического развития и торговли Таджикистана Завки Завкизода в середине июля этого года сказал «Азии-Плюс», что возможности финансирования Рогунского проекта были обсуждены правительством республики с партнерами по развитию, координацией этих работ по запросу правительства Таджикистана занимается Всемирный банк.

Он отметил, что определяется, в частности, размер необходимой суммы для дальнейшего строительства ГЭС, после чего каждый партнер по развитию будет рассматривать свои возможности по финансированию проекта.

Президент Таджикистана Эмомали Рахмон в июле этого года на встрече со строителями Рогуна заявил, что вся работа, связанная с привлечением средств для достройки станции, будет завершена до конца текущего года.

Он отметил, что специалисты Всемирного банка выезжали на стройплощадку Рогуна и проводили необходимые дополнительные исследования.

«В дальнейшем в сотрудничестве с Всемирным банком будет осуществляться ряд работ для привлечения необходимых средств», - сказал президент.

В Минфине еще в 2019 году сообщили, что для достройки этой станции ведутся работы по привлечению кредитов двух европейских банков: Credit Suisse (Швейцария) и Landesbank Baden-Wuerttemberg (Германия).

Первый замминистра энергетики и водных ресурсов Таджикистана Джамшед Шоимзода летом этого года подтвердил информацию о переговорах с Евросоюзом относительно привлечения кредита Европейского инвестиционного банка (финансово-кредитное учреждение ЕС) для достройки Рогуна. 

В центральном офисе данного банка в Люксембурге сообщили «Азии-Плюс», что совместно с Европейской комиссией работают над определением возможностей и условий финансирования Рогунского проекта.

«Окончательное решение о деталях нашего участия будет зависеть от выполнения ряда предварительных условий, включая гарантии проекта, закупки и другие критически важные для проекта элементы», - говорилось в письменном ответе ЕИБ.

Также в офисе этого банка отмечали важность определения «потенциального воздействия проекта за пределами Таджикистана» - на соседние страны.

Важность Рогунского проекта в ЕИБ отмечали тем, что он поможет «отделить экономику Таджикистана от ископаемого топлива (углеводороды - прим. авт.) и создать экологически чистый, устойчивый и возобновляемый источник электроэнергии».

О заинтересованности в финансирование строительства Рогуна заявляли также представители Азиатского банка развития и Европейского банка реконструкции и развития. 

Так, Управляющий директор ЕБРР по Центральной Азии Жужанна Харгитай год назад в интервью «Азии-Плюс» назвала ситуацию с возможным финансированием Рогуна этим банком «многообещающей».

«Готовится отчет, который должен содержать условия и структуру финансирования этого проекта. Сначала мы ознакомимся с этим отчетом, обсудим его с нашими партнерами из правительственных структур, а также с партнерами с финансирующей стороны», - сказала она.

Постоянный представитель АБР в РТ Шенни Кэмпбелл в начале этого года сказала «Азии-Плюс», что, исходя из проведенных Всемирным банком исследований, существует все еще много вопросов, связанных с Рогунским проектом, на которые доноры должны получить ответы, прежде чем вкладывать средства в этот проект.

К таким вопросам Кэмпбелл причислила закупки, обеспечение защитных мер, а главное - нахождение рынка сбыта рогунской электроэнергии.

Вышеперечисленные финансовые институты являются потенциальными инвесторами Рогуна, о переговорах с которыми удалось узнать «Азии-Плюс». Возможно, правительство ведет переговоры также с другими финансовыми донорами, о которых мы не знаем.

Однако такое обилие возможных доноров Рогуна пока не приносит никаких дивидендов – потенциальные инвесторы остаются всего лишь потенциальными, а на реализацию «проекта века» мы ежегодно продолжаем тратить бюджетные средства в больших объемах.

Читайте нас в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК.