Накануне Всемирного дня свободы печати, который отмечается сегодня, 3 мая, «Новый репортёр» поговорил с Маратом Мамадшоевым, главным редактором представительства института по освещению войны и мира (IWPR) в Таджикистане.
- Марат, что-то изменилось в вашей работе после 24 февраля?
— Украинская тема стала приоритетной. До этого в нашем контенте Украины не было вообще. Теперь мы говорим об Украине и рассуждаем о том, какое влияние этот конфликт окажет на Центральную Азию, — например, как он отразится на трудовых мигрантах, на экономической ситуации, говорим о том, как освещают конфликт таджикские журналисты; изучаем раскол в нашем обществе из-за этой войны.
- Насколько этот раскол серьёзный?
— У этого раскола ментальный характер. Насколько допустимо применение силы? Россия никак не доказала, что эта агрессия была необходима, что без неё нельзя было обойтись, она поступила с позиции сильного. В нашем же обществе очень развит культ силы.
Мы видим, как он сейчас проявляется, — часть общества действительно поддерживает действия России, хотя очевидно, что одна страна пытается силой задушить другую. Но культ силы заключается в том, что на каждую силу всегда найдётся другая сила, и так до бесконечности. Поэтому получается, что аргумент силы бессмысленный.
По идее, наше общество должно получить урок: все эти псевдопоклонники Сталина — я почему говорю «псевдо», потому что мы не знаем, кем этот Сталин был в реальности, он уже фольклорный персонаж, — все эти сторонники «жёсткой руки» должны осознать, насколько их убеждения опасны.
Потому что мы видим, к чему этот культ силы приводит. А, с другой стороны, мы видим руководство, которое абсолютно изолировано от реальной информации.
Люди, которые приносят альтернативную информацию, их закрывают, сажают, и создаётся тотальное искажение реальности. И, конечно, принимаются неправильные решения. Именно сейчас общество в наших странах должно понять ценность и важность альтернативной информации, свободных СМИ, которые не позволяют искажать реальность.
- Вас удивила реакция на происходящее в Украине со стороны нашего общества?
— То, что мы видим в соцсетях (активная поддержка действий России — прим. ред.), меня совсем не удивило.
Основную информацию люди в Таджикистане давно получают из российских государственных СМИ. Кроме того, в таджикском сегменте соцсетей появилось очень много ботов.
Да, какая-то часть аудитории читает «Азию-Плюс», но потом они включают телевизор и слушают Соловьёва.
К сожалению, наши медиа очень редко обращались к международной тематике, мы не следили за Украиной, мы не анализировали геополитическую ситуацию. Нам казалось, что нас это не касается, и мы отдали международную повестку на аутсорс российским государственным СМИ. И теперь каждый день аудитория в Таджикистане слушает аргументы безумных журналистов.
Я не могу назвать их по-другому, потому что эти люди хладнокровно говорят о ядерном ударе, о его необходимости и последствиях. Это безумие, но думать очень тяжело, и люди предпочитают готовые ответы.
Люди пытаются подстраховаться, они боятся силы, они считают, что Россия — это сила.
Они убеждают себя, что правда в силе, хотя герой Бодрова, которого сейчас использует пропаганда (спорный, кстати, тип) говорил по-другому.
И ещё: наши люди воспринимают Россию как СССР, хотя у этого проекта нет ничего общего с советским государством.
Но основная причина, конечно, заключается во влиянии российских гостелеканалов.
В Таджикистане нет ничего, что могло бы составить им конкуренцию. И сейчас наши граждане больше ассоциируют себя не с Таджикистаном, а с Кремлём.
- А могло бы что-то теоретически появиться?
— За короткий срок — нет. Причём такие же пропагандистские каналы создать будет сложно: наша аудитория может поверить, что мариупольцы сами себя бомбят, но они не поверят, если им будут говорить, что в Таджикистане всё хорошо. Поэтому наши государственные телеканалы просто молчат, если появляются какие-то проблемы.
- Пропагандистские каналы не сработают, а если бы это были независимые СМИ?
— Если бы открылся хотя бы один независимый телеканал уровня той же «Азия-Плюс», который ориентировался бы на запросы своих зрителей, то вся аудитория ушла бы туда.
Сейчас в Таджикистане независимые телеканалы работают только в регионах. Я иногда смотрю их, и это очень низкий уровень.
Я уже не говорю про политические новости: журналисты этих телеканалов не могут качественно говорить даже на бытовые темы.
То же самое и с государственными СМИ, они не выдерживают никакой конкуренции. Но у нас схема такая сформировалась: власти думают, что эти каналы и есть каналы влияния, хотя это не так.
- И всё-таки: в чём была ошибка таджикских независимых журналистов (и была ли она), которая привела к тому, что часть нашей аудитории слепо верит чужой пропаганде?
— Не знаю. Может быть, если бы мы обращали внимание на международную повестку и говорили бы о ней с точки зрения Таджикистана или активнее занимались бы созданием альтернативных источников информации, общество бы среагировало хотя бы немного иначе.
Но, с другой стороны, вряд ли мы могли бы сделать это в одиночку, ведь для качественных изданий нужна достоверная информация. А как быть, если у нас два государственных ведомства могут давать разные цифры? Плюс доступ к информации для журналистов в Таджикистане очень ограничен.
- А у населения нет доступа к интернету.
— С другой стороны, в России отличный интернет, но опросы показывают, что россияне тоже верят пропаганде. Хотя не знаю, насколько можно верить этим опросам. Если бы мы спрашивали у людей в концлагере, нравится ли им руководство лагеря, они бы тоже говорили, что нравится.
- Что прямо сейчас должны и могут изменить в своей работе независимые СМИ в Таджикистане?
— Мне трудно сказать. Наверное, надо делать материалы на эту тему. Говорить о международной повестке, а ещё говорить о том, кто мы сегодня, что было с нами вчера. Роль фактчекинга должна вырасти в наших редакциях, даже не на уровне фактов, а на уровне глобальных пропагандистских процессов.
Честно говоря, я часто вспоминаю, какими наши независимые СМИ были, скажем, в 2010 году, и какими они стали сейчас. Я пытаюсь анализировать, что мы сделали тогда не так, что потеряли возможность говорить открыто, в чём была наша роковая ошибка?
И иногда мне кажется, что мы себя напрасно виним: проблема не в нас, далеко не всё зависело от нас.
Сейчас у меня тоже нет готовых рецептов. Но однозначно: надо заниматься обсуждением политических вопросов, чтобы общество не доходило до такой ситуации, до которой оно дошло в России.
Ведь мы даже сейчас не знаем, кто принял решение ввести войска в Украину, кто конкретно несёт за это ответственность.
- Как на наши медиа, да и на весь Таджикистан повлияет разгром независимых СМИ в России?
— Именно независимые российские СМИ всегда поднимали темы, связанные с проблемами наших трудовых мигрантов. Вспомните, как обрушиваются государственные российские медиа на наших граждан, если возникает какая-то плохая ситуация.
Теперь независимых СМИ в России нет, и, значит, мы в будущем при возникновении какой-нибудь проблемы, связанной с Таджикистаном, получим единый фронт, который будет освещать ситуацию только с одной стороны.
«Новая газета» объективно говорила о проблемах наших мигрантов, но не могу себе представить, чтобы это делала «Комсомольская правда», например. Никто не будет этим теперь в России заниматься.
И наши независимые СМИ, которые использовали информацию своих коллег из независимых российских СМИ, тоже остались без источников.
Значит, придётся что-то делать самим?
— Наших ресурсов, к сожалению, не хватит. Ситуация хуже становится.
Что же делать?
— Сама жизнь будет решать. Я не верю, что всё это будет продолжаться долго. Может, до конца года…
- То есть в конце года на российский медиарынок вернутся независимые СМИ?
— Произойдёт крах. Я не вижу другого варианта. Дело, скорее всего, закончится совсем уж плохо. Потому что они перешли все границы. Власти в России не понимают, что происходит, они не видят себя со стороны, они не видят, как глупо и смешно смотрится шестиметровый стол для переговоров. Поэтому всё это кончится, к сожалению, очень печально.
Но независимым медиа в Таджикистане нужно ведь что-то именно сейчас делать?
— Нужна дискуссия и ревизия того, что у нас есть. Мы же фактически не знаем, на каком этапе мы сейчас находимся и куда нам идти дальше. Советский проект давным давно потерпел крах, но мы всё ещё держимся за него, воспринимаем Россию, как продолжение СССР, и не двигаемся дальше.
Мы не знаем свою недавнюю историю, которая была совсем не так однозначна, как нам представляется. В общем, нынешняя ситуация изменит всё, она по фактору влияния на нас превышает и 11 сентября, и приход Талибана к власти в Афганистане.
- С чего нам начать?
— Нам нужно исследование, нам нужно посмотреть, насколько лояльно к нам относится аудитория, определить, что такое таджикские независимые СМИ и кого к ним можно причислить. Пересчитать, сколько нас осталось, чего ждёт от нас аудитория, какие у неё к нам претензии. Мы ничего этого не знаем. Мы не знаем ни свою аудиторию, ни себя, поэтому очень сложно сейчас начинать какие-то действия, когда ты не знаешь, кто ты.
- Марат, если бы вы сейчас были редактором ленты, — например, в той же «Азия-Плюс», — что бы вы изменили в подходе прямо сейчас, не дожидаясь ревизии и дискуссии?
— Я бы занимался Украиной, но искал бы источники информации среди людей, которые там живут. Правило журналистики таково, что чем меньше посредников между информацией и потребителем, тем лучше.
- Вы бы давали мнение российских пропагандистов?
— Можно предоставлять не две точки зрения, а три, — например, официальные позиции Украины и России, независимых экспертов, очевидцев. Государственные российские источники информации очень часто передают бред, но важно показывать, что это бред. Но в любом случае их давать нужно — это показатель, нужно давать все точки зрения, как обычно.
Думаю, что минимум 20% всего контента сейчас можно отдавать под Украину, а, может, и больше. Украина для нас малознакомая страна, географию люди плохо знают, Мариуполь сходу на карте никто не найдёт. Поэтому нужно разбираться самим и рассказывать об этом аудитории, причём рассказывать в том числе и о последствиях, которые ждут Таджикистан. А последствия будут, и они будут очень большими.
Читайте нас в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК.
7 причин детской лжи и как с ними бороться
Глава МИД Казахстана: «Таджикистан – наш стратегический партнёр и союзник в Центральной Азии»
В Таджикистане сняли документальный фильм «Рождение инноваций»
ОАО «Коммерцбанк Таджикистана» выпустил первые карты VISA Platinum и VISA Gold
Долг ТАЛКО вырос почти на 220 миллионов сомони
Ирина Винер ушла с поста главного тренера сборной РФ по художественной гимнастике
Парламент Армении одобрил начало процесса вступления в ЕС
«Азия-Плюс» начала применять технологии ИИ при создании медиаконтента
Размер утилизационного сбора может быть пересмотрен – Таможенная служба Таджикистана
Как таджикская легенда развивает футбольный клуб из Пенджикента
Все новости
Авторизуйтесь, пожалуйста
Раиса 7 мая, 2022 05:50
быдло все еще думают что Украина мол заслужила войну, у Путина выхода не было, и т.д... убывать детей и стариков это так по путински... он же с этого начал свою власть - взорвал дома в москве и обвинил чеченцев и развязал войну на 10 лет
Nurik6 мая, 2022 20:31
И почему когда часть людей занимает прокремлевскую (пророссийскую) позицию, то это обязательно боты? А с прозападным мнением- всегда люди... Боты могут быть и там и там.
Nurik6 мая, 2022 20:29
В отличии от РадиоОзоди - здесь, на портале Азия Плюс больше простора для комментариев, их почти не блокируют и рано или поздно большинство комментариев публикуют. Спасибо все-таки модераторам Азии Плюс. А по поводу Украины - так там марионеточное правительство, подчиняющееся практически напрямую американцам. Естественно там будет взращиваться "антироссия". Сколько лет правительство Украины говорило, что воюет с Россией. А теперь принимают пинки от армии РФ. Зеленский с другими главными националистами уедут в европу или в америку, им плевать на Уукраину. Многие наши мигранты работали в РФ с украинцами, я сам работал с ними. Выходцы с западной украины чистой воды нацики - это видно когда они не шифруются. Сейчас раздербанят украину на части - вот и результат прыганья на площади с криками "Кто не прыгал - тот москаль", результат убийства людей в Одессе в доме культуры (добивали людей со сломанными ногами). Почему вы об этом всём забыли? Не вспоминаете войну против своих же людей с востока страны?(тоже, кстати, операция, а не война).
Ростгу6 мая, 2022 20:01
Приятно читать адекватных людей. Думал, что уже мало осталось таких в Таджикистане, все под гипнозом российских СМИ или молчат. А российские СМИ уже обогнали всех по уровню лжи. Как можно оправдать и быть сторонником агрессора? Оказывается, можно.
Салом аз Украина! :)
Алекс Ростгу8 мая, 2022 23:07
глупости не пиши, не позорься
Андрей6 мая, 2022 12:10
Да, Марат Мамадшоев удивил своей русофобской позицией. Когда то был хорошим шахматистом. Наверное, сейчас живет на зарубежные гранты. В целом, интервью низкого качества, даже не смог прочитать до конца.
Раиса Андрей7 мая, 2022 05:48
критиковать войну бункерского диктатора Путина - это руссофобия по твоему??? ты кто? правая рука Соловьева видать...
Андрей Раиса 9 мая, 2022 06:56
Причём тут рука Соловьева? Что, раз за Россию, значит рука Соловьева? Кто за Россию, это быдло по твоему? А ты кто, Раиса? Что, детей Донбасса, которых украинские фашисты убивали 8 лет, тебе не жалко? Сколько сомони стоит твоя совесть, "Раиса"?
Алекс4 мая, 2022 12:08
АП, вы сами и есть дешевая проплаченная пропаганда
и даже левые комментарии всяких Shakar-ов меня не переубедят в обратном
Гость Алекс6 мая, 2022 05:40
Совершенно точно сказали. Полностью пропоаченное издание, враждебное России
Нилуфар Гость10 мая, 2022 03:09
критиковать - это не значит враг России! совковский больной менталитет у вас!
Алекс Гость8 мая, 2022 23:08
еще и боты подключились, раисы всякие и растгу какие-то
стыдно читать эту ересь
Shakar4 мая, 2022 09:45
Понимаю, что мой коментарий не будет выставлен на общее обозрение, но хотя бы Вы сами его прочитаете. О какой российской пропаганде может говорить Азия Плюс, когда 90% международных материалов у Вас взято из российских источников (и не независимых как Вы их называете). А тот бред само аналитики, который Вы публикуете можно читать только как колонку юмористов! Вот и в этой статье, в чем основная суть? Российские СМИ несут бред, Россия действует с позиции силы, нам надо было освещать больше про Украину... Да это чушь, зачем Вам лезть в международную политику? Потому что на внутреннем поле развить независимость не получается, а про Россию и Украину можно писать все что угодно? В нашем мире действия с позиции политической и военной силы - это не новшество современной России, а сложившаяся столетиями реальность и зачастую банальная необходимость для выживания! Для примера просмотрите историю Востока с постоянными войнами и переворотами. Но если Вы все еще опираетесь на систему международного права и ООН, то к сожалению как и система Лиги Наций = данные институты имеют свои временные рамки, а чем больше стран в таких системах претендуют на ключевые роли, тем менее эффективно они работают в целом. Раскол между реальной политикой и международным правом произошел буквально сразу как последствие колониального прошлого Европейских стран, а через 10 лет после окончания Второй Мировой войны именно США уже развязали бойню во Вьетнаме. За все эти годы, международное право хотя формально и улучшалось, но было лишь инструментом для сильных сторон как один из аргументов для поиска компромисов (а не решений) наиболее спорных вопросов. С распадом СССР на авансцене встал вопрос о влиянии на бывшей территории СССР и под лозунгом все страны свободны в своем выборе началось насаждение разных условий жизни. В данном случае я даже не буду говорить об Украине, когда у нас под боком мы вязнем в финансовых долгах перед Китаем. Поэтому печатать статью с мнением человека которому не угодила Россия - это не проявление независимости СМИ, а просто глупое интервью. Если уж Вы хотите объективно оценивать происходящее, то надо представлять независимый взгляд на все стороны конфликта: и на расширение НАТО, и на поставки вооружения из Европы и США, и на военные действия РФ, ну и на реальное положение дел и взгляды граждан Украины, а не вторить как дебилы словам политических верхушек и их пропагандиским лозунгам будь то из США, РФ или Европы.
Алекс4 мая, 2022 09:34
Дорогой автор, ровно все то же что сказали про силу адресуйте американцам. Чем вы лучше российских сми?
Саидахтам4 мая, 2022 09:28
Да, гранты великая сила!!!
Прокурор3 мая, 2022 21:56
А что Россия должна была доказывать? И, главное, кому? Тебе? А сам никак не можешь? Ну тогда не стоит метать бисер перед свиньями