Конференция, прошедшая на этой неделе в Душанбе собрала невероятное количество гостей – лидеров государств, представителей ООН, учёных и экологов со всего мира. Они обсудили тревожные масштабы таяния ледников и его последствия.
В подборке представлены ключевые цитаты участников конференции.
Эмомали Рахмон, президент Республики Таджикистан:
«Стремительное таяние ледников сегодня превратилось в один из глобальных кризисов современности. За последние десятилетия ледники сокращаются с высокой скоростью – этот тревожный процесс не имеет аналогов в истории человечества».
«По оценкам экспертов, в 2023 году было зафиксировано крупнейшее ежегодное сокращение объёма ледников. В результате было утрачено 600 гигатонн пресной воды, что привело к повышению среднего уровня Мирового океана».
«Ледники являются одним из главных источников питьевой воды. Их утрата нарушает водообеспечение, создаёт угрозу продовольственной безопасности, усиливает экономическое неравенство и порождает миграцию населения».

«Сохранение ледников – это не только задача стран, обладающих ими, но и глобальный кризис, требующий незамедлительного внимания со стороны международного сообщества».
«Каждая утраченная частица ледника – это шаг к росту угроз для будущего человечества. Давайте внесём свой вклад в сохранение этого бесценного сокровища природы – ледников!»
Кэтрин Мэри Рассел, Исполнительный директор ЮНИСЕФ:
«На самых высоких точках Земли – там, где природа казалась вечной, – ледники стремительно тают. По мере того как ледники отступают, последствия происходящего там, «наверху», всё больше ощущаются здесь, «внизу» – особенно для детей».
«Для ЮНИСЕФ климатический кризис – это, прежде всего, кризис прав ребёнка. Он затрагивает здоровье, безопасность и доступ детей к базовым услугам. Более 1 миллиарда детей живут в условиях чрезвычайно высокого климатического риска. При этом они несут наименьшую ответственность за этот кризис, но страдают от него больше всех».
«Центральная Азия – один из наиболее уязвимых регионов. В Таджикистане уже утрачено почти 30 % ледниковой массы. Если не принять меры, к 2050 году ледники сократятся ещё на 15-20 %. Это угрожает водоснабжению, здоровью и будущему миллионов детей. Сегодня 45 % населения страны не имеют доступа к безопасной питьевой воде – дети пьют из небезопасных источников и подвергаются риску тяжёлых заболеваний».
«Дети должны быть в центре климатической повестки и финансирования. ЮНИСЕФ работает над поддержкой климатического образования, укреплением системы водоснабжения, здравоохранения и социальной защиты с учётом климатических изменений. Что особенно важно – мы создаём возможности для участия молодёжи в принятии решений».

Дилрабо Мансури, заместитель премьер-министра РТ:
«В Таджикистане, как и во всём мире, отчётливо наблюдается изменение климата. За последние 65 лет в широких долинах среднегодовая температура воздуха увеличилась на 0,7-1,2 градуса, в горных и высокогорных районах – на 0,1-0,7 градуса, а в городах – на 1,2-1,9 градуса».
Армида Салсия Алишахбана, заместитель Генерального секретаря ООН, исполнительный секретарь ЭСКАТО:
«Одним из ключевых вопросов в области финансирования развития, по которому мы сотрудничаем с Таджикистаном, является выпуск зелёных облигаций. Учитывая, что Таджикистан – это развивающаяся страна, не имеющая выхода к морю, важное внимание в беседе было уделено также транспортной инфраструктуре и вопросам коммуникаций».
Амина Мохаммед, первый заместитель Генерального секретаря ООН:
«Сохранение ледников должно опираться на науку и проверенные данные. Помимо мер по сохранению, мы должны также сосредоточиться на адаптации. Необходимо мобилизовать финансовые ресурсы для поддержки уязвимых стран и сообществ, чтобы они могли адаптироваться к изменениям климата».
Наргис Касымова, руководитель ОО «Эколог», Узбекистан:
«Если к 2070 году исчезнет около 80% ледника Ванджях (Федченко), это приведёт к резкому сокращению стока Амударьи и Сырдарьи. Сохранение ледников – приоритетная задача региона».

Баходур Шерализода, председатель Комитета по охране окружающей среды при правительстве РТ:
«Программа «От ледников до хозяйственников», разрабатываемая при поддержке АБР и Зелёного климатического фонда, охватит девять стран и будет направлена на внедрение умного орошения, систем раннего оповещения и цифровых инструментов управления водой. Общий объём инвестиций – $3,5 миллиарда».
«Мы видим, что с каждым годом увеличивается частота пыльных бурь и других катаклизмов, связанных с изменением климата. Посредством таких смягчающих мер мы также будем содействовать устойчивости страны».
Ли Яомин, профессор ботаники, руководитель Китайско-Таджикского совместного центра по экологии:
«Глобальное потепление особенно сильно влияет на Центральную Азию. Сокращение ледников – уже ощутимая реальность не только для Таджикистана, но и для всего региона. Это ведёт к угрозе водного кризиса. По прогнозам, многие малые ледники могут исчезнуть уже к середине века. Поэтому действовать нужно уже сейчас – научно обоснованно, скоординировано и рационально».
Абдулхамид Каюмов, главный научный сотрудник Центра изучения ледников НАН Таджикистана:
«Ледник Медвежий каждые 15-20 лет при накоплении критической массы сдвигается, вызывая разрушительные последствия, включая прорывы ледниковых озёр. Последний такой прорыв в 2011 году вызвал ущерб до 2 млн долларов».
Джамиля Байдуллоева, заместитель директора Агентства по гидрометеорологии Таджикистана:
«Пыльные бури сегодня достигают горных районов Таджикистана. Пыль оседает на поверхность ледников, снижает альбедо, ускоряя таяние. Пыль содержит соли, органику и химикаты, разрушающие ледники. Особенно уязвимы ледники Зеравшанской долины. Регион может остаться без воды в ближайшее десятилетие».
Юлия Варлей, менеджер проектов Финского метеоинститута:
«Температура повышается на 2-3 градуса, а ледники за 20 лет потеряли до 40% массы. Это тревожный сигнал. Очень важно проводить новые исследования – старые данные утрачены».
Ингмин Янг, вице-президент АБР:
«В Центральной Азии, где ледники обеспечивают до 70% речных стоков, АБР запустил инициативу «От ледников к фермам». Мы продвигаем устойчивое использование воды и продовольственную безопасность в девяти странах региона».
«Совместно с Зелёным климатическим фондом мы планируем мобилизовать $3,5 миллиарда инвестиций, включая участие частного сектора».
Шахбаз Шариф, премьер-министр Пакистана:
«Изменение климата не признаёт границ, и реагирование на него не должно быть ограничено границами. Мы должны действовать сообща и обеспечить достаточное финансирование без промедления».
«Если река Рави – источник жизни Пенджаба, то река Вахш питает долины Таджикистана. Эти реки и ледники подпитывают нашу жизнь – и наша судьба с ними неразрывно связана».

Бакыт Джусупов, координатор ОБСЕ:
«Ледники Центральной Азии тают быстрее мировых. Это угрожает продовольственной и энергетической безопасности, создаёт риски нестабильности и усиливает конкуренцию за ресурсы».
Булат Есекин, эксперт Центрально-Азиатской платформы по водным ресурсам:
«Около 50% воды в ЦА приходит извне. Решение проблемы ледников лежит за пределами региона – необходима координация усилий».
Селеста Саулу, Генеральный секретарь ВМО:
«В ЦА 28 000 ледников Тянь-Шаня стремительно отступают. Это влияет на речные системы. Спасение жизней начинается с прогнозирования и мониторинга на научной основе».
Лидия Брито, помощник Генерального директора ЮНЕСКО:
«Ледники на объектах Всемирного наследия теряют 58 млрд тонн льда ежегодно. Это угрожает сотням миллионов людей. Нам нужны немедленные действия».
«2025 год может войти в историю как важный этап, но одного года недостаточно для борьбы с кризисом криосферы».

Парвати Рамасвами, Постоянный координатор ООН в Республике Таджикистан:
«Результаты этой конференции будут способствовать сотрудничеству на многих уровнях. Она стремится укрепить глобальное партнёрство между правительствами, учёными, гражданским обществом и другими ключевыми заинтересованными сторонами, уделяя особое внимание развитию трансграничного сотрудничества в целях сохранения ледников и жизненно важных ресурсов, которые они предоставляют для социально-экономического развития и благосостояния».
Этим летом оставайтесь с нами в Telegram, Facebook, Instagram, Яндекс.Дзен, OK и ВК







Аз фоҷеа дар Шарора 37 сол гузашт. Ягона духтари зиндамонда дар куҷост ва чӣ рӯзгор дорад?
“Шӯрои сулҳ”, мулоқоти Трампу Зеленский ва шитоби Уиткофф ба сӯйи Путин. Дар Давос кӣ ва чӣ гуфт?
Ҳукумати Тоҷикистон барои харҷу сарфи самараноки буҷети давлатии соли 2026 қарори алоҳида қабул кардааст
“Алайҳи 6 тан парванда боз шуда, 2 нафар дар боздоштанд”. Мақомот муноқишае, ки дар он размикори тоҷик кушта шуд, шарҳ доданд
Мақомоти Эрон омори расмии ҷонбохтагони эътирозҳои охирро эълон карданд
Қаҳрамони филми “Моҳӣ дар шаст” дар синамоҷашнвораи байналмилалии Бангола соҳиби ҷоиза шуд
“Намоиши қудрат дар ҳоли заъф”. Изҳороти “мубаллиғони Кремл” то куҷо баёнгари нақшаи Русия ва таҳдид ба кишварҳои Осиёи Марказӣ аст?
"Аудиокитоб" бо Субҳон Ҷалилов. Асари "Таърихи инқилоби Бухоро"-и Садриддин Айнӣ |Қисми 11
Воридоти автомашинаҳо аз Гурҷистон ба Тоҷикистон 568% афзудааст
“Баъзе фурӯшандагон “антифриз”-и пастсифат мефурӯшанд”. Огоҳии “Тоҷикстандарт” ба ронандагони кишвар
Кулли ахбор
Авторизуйтесь, пожалуйста