Генпланы 55 городов и районов республики из 65 запланированных уже утверждены. Но вместе с этим граждане страны не имеют представления о будущем облике своих городов. А многие и вовсе становятся жертвой неожиданного сноса.
Правозащитники считают, что Таджикистану как можно скорее необходимо создать независимый институт оценки жилья и обеспечения доступа к правосудию тех, кто пострадал от застройщиков.
Пятьдесят пять из шестидесяти пяти
После обретения независимости в Таджикистане практически во всех регионах «перекраиваются» генпланы городов.
В апреле 2017 года правительство Таджикистана утвердило генеральный план города Душанбе, в соответствии с которым предусматривается расширение столицы во всех направлениях.
На пресс-конференции по итогам прошлого года председатель Комитета по архитектуре и строительству при правительстве РТ Джамшед Ахмадзода отметил, что в настоящее время генеральные планы 55 городов и районов республики из 65 запланированных уже утверждены. Генпланы 5 территориальных единиц страны: города Гулистон, районов Пяндж, Б.Гафурова, Хамадони и Горная Матча - находятся на стадии рассмотрения и утверждения в правительстве страны.
- Генеральные планы ещё 5 городов и районов республики, таких как Рогун, Бустон, Фархор, Дангара и Шахритус, должны быть подготовлены и скорректированы в 2018 году, - отметил Ахмадзода.
Но вместе с этим граждане страны не имеют представления о будущем облике своих городов. Хотя право на информацию является одним из основных конституционных прав человека и гражданина.
Существует множество примеров того, что граждан без решения суда не без участия правоохранительных органов попросту выселяют, и после этого дома сравнивают с землей. А на месте разрушенных жилищ возводятся парки, торговые центры или же строятся многоэтажки.
Граждане, жилье которых оказалось в зонах «ликвидации», зачастую узнают о сносе в самый последний момент. Добиваясь справедливой компенсации, они обивают пороги госорганов и не находят поддержки.
Правозащитники утверждают, что ситуация с нарушением права собственности граждан в Таджикистане обретает более острый характер.
Например, в общественную организацию «Независимый центр по защите прав человека» только за последние несколько лет поступило более двадцати заявлений, в каждом из которых указывается как минимум сорок семей, которые столкнулись с проблемой сноса их собственных домостроений.
Душанбе – «горячая» зона
За последние несколько лет практически во всех городах отмечены десятки фактов сноса домов и принудительного выселения граждан. Самой «горячей» зоной является Душанбе.
На протяжении последних нескольких лет душанбинцы пытаются отстоять свою столицу: обращаются к властям через СМИ и напрямую, пишут коллективные петиции, но все тщетно.
Примером тщетности обращений может быть и история жителей столичных улиц О.Хайяма, Зайнаб-биби и Сари Осиё, расположенных рядом с правительственной резиденцией, которые уже седьмой год живут в ожидании сноса своих домов.
По словам Бахрома Максудова, жителя дома по улице Зайнаб-биби, их проблемы начались более семи лет назад. Представители администрации района И.Сомони заверили их, что весной 2012 года все строения (тогда речь шла о 589 домах) будут снесены, а жителям предложат компенсацию.
- С тех пор мы сидим на чемоданах. В конце 2015 года нам принесли уведомления о том, что в 2016 году все дома будут снесены, а на освободившейся территории посадят деревья. Взамен власти предложили компенсировать затраты на постройку новых домов на выделенных земельных участках в районе Ховарон (Восточные холмы). Мы же хотим получить замену именно в нашем районе, потому что сомневаемся в безопасности района Ховарон, учитывая сейсмоопасную зону. Мы до сих пор не знаем, как нам возместят ущерб и кто будет его определять, - сетует собеседник.
В январе 2016 года жильцы домов с этих улиц обратились с коллективным письмом в столичную мэрию, затем - к президенту страны. Но ответа так и не получили.
Один в поле не воин?
В ужасающих условиях дожидается получения равноценного жилья преподаватель одного из столичных вузов Фируза Абдулвохидова, проживающая в частном секторе по улице Шевченко. Она пыталась самостоятельно достучаться до чиновников, но увы…
- Всего под снос попали двадцать пять домовладений. На месте наших домов строятся высотки. Представители городской администрации заверяли, что дома пока сноситься не будут. Но, увы, они пошли под снос. Все, чего прошу, - это предоставления равноценного жилья в моем районе. Но этого не происходит. На меня оказывали и оказывают давление, в том числе и представители правоохранительных органов. Милиционер, пришедший в мой дом, даже разбил фотоаппарат, которым я фиксировала нарушения. Но мое обращение в Независимый центр по защите прав человека дало неплохой результат. Правозащитники подготовили обращения в госорганы, в том числе и в прокуратуру. И только вмешательство прокурора района смогло остановить беспредел.
Проблема компенсации за сносимые жилые помещения остро стоит также и перед жителями ГБАО.
Так, в случае с 54-летней жительницей Хорога Татьяной Абдолбековой, власти просят ее освободить двухкомнатную квартиру в доме, предназначенном под снос, взамен выделив однокомнатную в новостройке.
Замороженный «China town»
Вот уже почти четыре года так и не начинается строительство жилого массива "China town" в Худжанде.
Более 30 семей в административном центре Согдийской области обеспокоены затягиванием начала строительства городка "China town" на проспекте имени Рахмона Набиева в Худжанде. Они говорят, что в 2015 году из-за строительства высотных зданий власти снесли их дома, расположенные в этом районе.
По словам жителей снесенных домов по улицам Рахмона Набиева, Фрунзе, Кирова и Гулшана Муроди, большинство из них сейчас ютятся на съемных квартирах. Арендную плату выплачивает компания "Хусноро-1", которая принадлежит китайскому инвестору и ответственна за строительство "China town".
Напомним, строительство нового жилого массива "China town" в Худжанде официально было запущено в августе 2015 года, когда председателем Худжанда был Раджаббой Ахмадзода (ныне он является председателем Согдийской области). Проект предполагал строительство 15 многоэтажных зданий для 1200 семей, четырехэтажного здания школы и других социальных объектов в течение пяти лет. Прошло уже более трех лет, но строительство так и не сдвинулось с места.
Пробелы в законодательстве и «ликбез» для активистов
Правозащитники считают, что Таджикистану как можно скорее необходимо создать независимый институт оценки жилья и обеспечения доступа к правосудию тех, кто пострадал от застройщиков.
Руководитель общественной организации «Независимый центр по защите прав человека» Шоира Давлатова говорит, что в этой сфере в Таджикистане очень часто происходят нарушения прав человека, связанные с изъятием земельных участков для нужд государства и общества.
Между тем на прошлой неделе организация провела встречу с гражданами, являющимися вынужденными выселенцами, активно участвующими в защите своих прав на достойную компенсацию и улучшение жилищных условий в связи с изъятием их земельных участков для государственных и общественных нужд.
По словам правозащитников, основной целью встречи было предоставление активным гражданам материалов информационного характера по международным и национальным стандартам правовой защиты и путям решения таких проблем.
По словам юриста Абдурахмона Шарипова, у граждан не имеется достаточной информированности о наличии законодательных основ защиты прав вынужденных переселенцев и они нуждаются в правовой помощи. Без знания законодательных порядков и процедур, граждане впадают в кризисное стрессовое состояние и хаотично подают обращения. Если упорядочить обращения граждан, то выстроится нормальный порядок рассмотрения и разрешения проблем, связанных с вынужденным выселением (переселением) граждан.
Участники встречи сошлись во мнении, что в стране давно назрела необходимость принятия закона, полностью регулирующего вопросы сноса жилья.
Также многое зависит от хорошей работы общественных организаций и их лидеров.
Вместо резюме
Правозащитники говорят, что в последнее время ведется немало дискуссий о формировании в нашем государстве полноценного гражданского общества. Сообща можно достичь того, чтобы граждане как можно более активно участвовали в решении самого широкого круга общественных проблем. Защита прав собственности граждан в стране зачастую становится невозможной в судебном порядке, поэтому проблема обретает серьезный социальный характер, и для ее решения необходимо активное участие общественности.
Следите за нашими новостями в Telegram, подписывайтесь на наш канал по ссылке https://t.me/asiaplus